Тайны, сокровища, планы и мечты Дома художника
Эта картина знакома любому жителю большого города. Оживленный перекресток, толпы пешеходов, пробки. Прямо на перекрестке – старинный дом с пестрыми вывесками ресторанов и магазинов, и всюду снуют люди. А где-то сверху, на уровне крыш, смешиваются звон сигнализаторов светофоров, гудки клаксонов, разговоры и грохот проходящих поездов… Так уже больше 60 лет живет Дом художника – остров созидательной тишины в бурлящем море ежедневных забот. Стоит только войти и заглянуть в мастерские – и про окружающий мир забываешь. Да-да, в Доме художника по сей день трудятся члены Союза художников России! Они гостеприимно раскрывают перед нами двери, за которые обычно не пускают посторонних. Заглянем?
О духовном и об экономике
Здание Дома художника было построено на средства членов Союза художников Рязанской и Московской областей и сдано в 1959 году. Изначально предполагалось, что его площадь будет больше и вместит, помимо мастерских и хранилищ, настоящую творческую коммуну с квартирами мастеров. Но жизнь внесла свои коррективы. Главное, что здесь продолжают творить и поддерживать связи стран и эпох. Вот залитая зимним солнцем мастерская Виктора Грушо-Новицкого, председателя областного отделения Союза художников. Повсюду живопись – зимние пейзажи, красочные натюрморты с цветами, жанровые композиции – и различные интересные предметы, как и положено на рабочем месте художника. Сейчас Виктор Леонидович работает над полотном по мотивам фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.
– Я попытался прочесть это произведение на свой манер, – делится живописец. На полотне три путника собрались у пещеры, и один из них кажется едва ли не ветхозаветным святым.
«Думы о высоком» перемежаются у членов Союза художников с решением чисто бытовых вопросов. За последние десятилетия здесь обосновались различные коммерческие учреждения, и потому рязанцам кажется, что творчества в этих стенах давно нет. На деле союз бизнесменов и художников – симбиоз.
– Мы обязаны содержать мастерские и здание в целом в надлежащем виде, но государство никак не поддерживает нас финансово, – поясняет Виктор Леонидович, пока мы спускаемся по лестнице. – Поэтому сдали часть помещений. А полученные деньги идут на развитие и ремонт. Например, недавно установили в подвале новую отопительную систему: старая дышала на ладан.
Ждут своего часа
Подвал Дома художника – место особенное, даже священное. Недавно члены Союза художников привели хранилище в порядок и отсортировали бесценные материалы.
В полумраке повсюду, сколько видят глаза, стоят багеты и ящики со смальтой для мозаики. Возьмешь увесистый кусочек, сдунешь пыль – и он заиграет лимонным, кобальтовым или оранжевым. А неприметные желтоватые блоки оказываются фрагментами панно выдающейся художницы XX века Олимпиады Бусыгиной.
– Это панно посвящено Рязани, ее природе и людям, – Виктор Грушо-Новицкий показывает блок за блоком. – Когда-то оно стояло у областного художественного музея. Это уникальное произведение: если его восстановить, оно украсит город!
А монументальные живописные полотна Олимпиады Бусыгиной каждый может увидеть в коридорах Дома художника. Мощные композиции воспевают пролетарский быт, работу и досуг, и это настоящие раритеты.
Пространство памяти
Самое удивительное в нашей экскурсии место встречи эпох, жанров и стилей – архив. Небольшое помещение от пола до потолка забито картинами, этюдами, фотографиями. Архивариус, как назло, уехал в командировку, и найти что-либо без него невозможно. Но глаза разбегаются и так: рядом стоят портреты фронтовиков и жизнерадостные пейзажи, монументальные композиции и абстрактные зарисовки. Все это создавалось десятилетиями: в этом году областному отделению Союза художников РФ исполняется 80 лет.
– Хочется, чтобы в Рязани появилась галерея, где можно будет экспонировать все эти работы, – председатель областного отделения Союза художников перебирает подрамники и рамы. – Здесь есть настоящие шедевры, на которые стоит равняться.
Следы и наследие
Сейчас в Доме художников постоянно работает 13 мастеров разного возраста. Живописец Александр Оконечников – представитель нового поколения. Когда мы заглядываем в гости, Александр трудится над портретом фронтовой медсестры. Усталая девушка кутается в шинель, выйдя отдохнуть после тяжелой рабочей ночи в госпитале. И так же, как свет за ее спиной, теплится надежда на скорое окончание войны.
– Дома отвлекают бытовые дела, а здесь все условия для работы, – делится Александр. – Можно даже обвести на полу следы натурщика, чтобы он вставал в ту же позу!
Особенно приятно художникам то, что Союз не берет с них арендной платы за мастерские – только за коммунальные услуги. Кстати, недавно в здании оборудовали душевую, и теперь мастерам и их коллегам из разных городов еще удобнее посещать Дом художника.
Линии жизни
А одна из самых четко организованных мастерских – у заслуженного художника России и педагога Виктора Корсакова. Оборотную сторону гигантского подрамника, который используется для монументальных полотен, Виктор Васильевич приспособил под развеску этюдов – просто и красиво. Надстроенный второй этаж помогает компактно хранить принадлежности и выделить место для отдыха и приема гостей. Даже оставшиеся краски идут в дело: художник вытирает кисти о деревянные балки, и те становятся похожи на пестрые домотканые коврики.
– Здесь дом, который тебя запоминает и не отпускает, когда надолго уезжаешь, – говорит Виктор Васильевич. – Но возвращаешься с новыми этюдами, отогреваешь все своим присутствием – и все, тебя не оторвать…
На прощание Виктор Васильевич рассказывает секрет: если на палитре в мастерской свежие краски – работа в разгаре. Мы за время прогулки по Дому художника сухих палитр не увидели – значит, и творческий источник, который десятилетиями бьет в центре Рязани, не пересыхает… И каждый может получить от него немного живительной силы.
Татьяна Клемешева
Фото областного отделения Союза художников РФ
и Димитрия Соколова
















Купить электронную копию газеты