№79 (5883) от 14 октября 2020

Сегодня ведутся масштабные работы, подобных которым не было на протяжении десятилетий

Каждый год в третье воскресенье октября отмечается День работников дорожного хозяйства. Это профессиональный праздник для людей, выбравших профессию, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также организацией безопасности дорожного движения.

Состояние дорог – одно из важнейших условий благополучия населения. От усилий дорожных работников во многом зависит настроение наших жителей – водителей, пассажиров, пешеходов.
Основная задача дорожной отрасли – обеспечение круглогодичного бесперебойного движения транспорта по автомобильным дорогам, улучшение уровня жизни людей в населенных пунктах, соединенных дорогами с твердым покрытием, безопасное движение пешеходов, а также снижение количества дорожно-транспортных происшествий.
В оперативном управлении «Дирекции дорог Рязанской области» находятся 6,5 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 6,2 тыс. из которых с асфальто-бетонным покрытием, 455 искусственных сооружений в виде мостов, путепроводов и эстакад. Через основную водную артерию – Оку – функционируют 2 паромные переправы и 2 наплавных моста. 3 наплавных моста сооружены через реку Цна. 317 км линий искусственного освещения проложены в 134 населенных пунктах вдоль областных дорог.
Одна из главных задач, поставленных перед дирекцией, – реализация на территории области национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»(«БКАД»), который был разработан Минтрансом России. Его задача – на порядок повысить качество и безопасность дорог страны. На его реализацию направлены большие финансовые средства. Сегодня в области ведутся масштабные работы, подобных которым не было на протяжении десятилетий.
В настоящее время в региональную составляющую национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» входит 1 агломерация (Рязанская), в составе которой 8 муниципальных образований. Это город Рязань, а также Рязанский, Рыбновский, Клепиковский, Спасский, Пронский, Старожиловский и Захаровский районы. Общая протяженность дорожной сети агломерации составляет 1 136,2 км, из них федеральные автомобильные дороги – 113,3 км, региональные и межмуниципальные – 698,6 км, местные – 324,3 км.
О работе службы дорожного хозяйства области рассказывает руководитель «Дирекции дорог Рязанской области» Михаил Соколов.

Р.В. – Михаил Юрьевич! Какова основная дорожная составляющая национального проекта?

М.С. – Основная дорожная составляющая реализуется в рамках проекта «Дорожная сеть». Среди главных задач – увеличение к 2024 году доли автодорог регионального значения в нормативном состоянии с 21,5 до 42,76%, что составит порядка 2 818,4 км (доля дорог в нормативном состоянии на конец 2018 г. – 21,9%, на конец 2019 г. – 24,1%, план на 2020 г. – 26,5%). К 2024 г. планируется ликвидировать 27 мест концентрации ДТП, что составляет половину таких участков. Показатель протяженности дорог городских агломераций в нормативе к 2024 году составит 92,7%. Доля федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки, к 2024 году снизится на 10% по сравнению с 2017 годом.

Р.В. – Какие мероприятия предусмотрены в рамках реализации проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»?

М.С. – Предусмотрены работы по обеспечению сохранности дорожной сети, в том числе за счет размещения автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на региональной дорожной сети (АПВГК), внедрения интеллектуальных транспортных систем, расширения системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Особое внимание уделяется технологическому обеспечению в отрасли – создан реестр новых и наилучших технологий, материалов. В 2024 году планируется увеличить долю контрактов на осуществление дорожной деятельности, предусматривающих их использование, до 80 процентов.

Р.В. – Как осуществляется финансирование программ?

М.С. – Финансирование осуществляется из федерального, регионального и местного бюджетов. В текущем году в рамках нацпроекта «БКАД» предусмотрено выполнение работ на 207 объектах на автодорогах регионального, межмуниципального и местного значения. Планируется отремонтировать 219,9 км автодорог, в том числе 198,4 км – на трассах регионального значения, построить 0,7 км автомобильных дорог, 37 км линий электроосвещения в 21 населенном пункте.
Предусмотрена установка 6,3 тысяч дорожных знаков, 18,9 км барьерного, 20,5 км пешеходных ограждений, нанесение 757,7 метра дорожной разметки, устройство 69 искусственных неровностей. На автомобильных дорогах будет уложено 1,62 млн кв. м асфальтобетонного покрытия, обустроено 68 пешеходных переходов в соответствии с требованиями новых национальных стандартов на региональной сети дорог.
Особое внимание уделяется работам в областном центре, где также будет обустроено 55 пешеходных переходов, из которых два – с устройством светофорных объектов, нанесена износостойкая разметка, выполнены работы по ремонту улично-дорожной сети города Рязани общей протяженностью 9,3 км.
В рамках проекта в 2020 году предусмотрено достижение следующих показателей: доля протяженности автомобильных дорог области, соответствующая нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, – 26,51%, доля протяженности дорожной сети, соответствующая нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, – 75,2%, снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети – 80%.
Общий бюджет региональных проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» на 2020 год составляет 4,9 млрд рублей, в т.ч.: 1,821 млрд рублей – средства федерального бюджета, 3,079 млрд рублей – средства областного бюджета.

Р.В. – Можно сказать, что в настоящее время основные строительно-монтажные работы завершены более чем на 90 процентов?

М.С. – Можно. Параллельно завершаются работы по обустройству участков автодорог. За исключением переходящих объектов все работы планируется завершить в ближайшее время. Ведется работа по проведению конкурсных мероприятий по объектам 2021 года. В настоящее время проведена аукционная процедура по 4 объектам и подготовлена документация на другие.

Р.В. – Что влияет на выбор объектов, планируемых к реализации в 2021 году?

М.С. – Приоритет – автомобильным дорогам с высокой интенсивностью движения и выполняющим функцию соединяющих артерий районов Рязанской области и соседних регионов. По этим дорогам передвигается большое количество автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки товаров, а также пассажирского автотранспорта. Вместе с тем уделяется внимание и автомобильным дорогам, по которым проходят маршруты школьных автобусов.

Р.В. – Какой самый значимый этап реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

М.С. – Одним из самых значимых этапов реализации нацпроекта в этом году стал ремонт автодороги дороги Рязань – Ряжск – Александро-Невский – Данков – Ефремов в Кораблинском и Старожиловском районах. Выполнение работ на этом объекте осуществляется на принципах контракта жизненного цикла. После завершения подрядных работ будут осуществляться другие – по содержанию этой дороги. Интенсивность движения на этой трассе превышает 7 000 автомобилей в сутки. Ремонт сразу 8 участков этого направления в значительной степени решил задачу ее приведения в нормативное состояние.

Р.В. – Назовите самый сложный объект?

М.С. – Одним из самых сложных объектов в реализации «БКАД» в этом году стал капитальный ремонт автодороги Ряжск – Нагорное. В настоящее время работы на указанном объекте не завершены. Планируем закончить их в конце ноября. Протяженность участка составляет 10,028 км. Для устройства долговечного покрытия было необходимо предварительно заменить грунт и дорожную одежду в местах образования пучин, а также организовать систему водоотведения, провести ремонт и замену водопропускных труб. А самым инновационным объектом стал ремонт автомобильной трассы от автодороги Москва – Егорьевск – Тума – Касимов подъезд Шабаево на участке в Клепиковском районе. В настоящее время работы здесь завершены. Протяженность участка составляет 1,876 км. Автодорога была отремонтирована с применением асфальтобетонной смеси SP11 на битумном вяжущем PG64-34 по технологии укладки Superpave.

Р.В. – Какая работа ведется по снижению аварийности на автодорогах?

М.С. – Одной из первоочередных задач национального проекта «бкад» – снижение аварийности. И, как следствие, смертности в ДТП. Эта работа ведется постоянно. Нерегулируемые пешеходные переходы оборудуются элементами повышения безопасности. За девять месяцев текущего года было оборудовано 65 пешеходных переходов в 18 районах области. До конца года планируется ввести в эксплуатацию еще 4. Модернизация предполагает электроосвещение самих переходов, установку светящихся дублирующих знаков «Пешеходный переход» на Г-образных опорах, устройство перильных ограждений, искусственной неровности. Также на некоторых пешеходных переходах было организовано устройство системы «Безопасный переход», включающей в себя камеры фото- видеофиксации и табло «Пешеходный переход», устройство проекции разметки «Пешеходный переход», метеостанции для осуществления постоянного контроля за ситуацией на дороге. Использование этих и других конструкций поможет повысить безопасность участников дорожного движения на территории населенных пунктов, в том числе и вблизи общеобразовательных учреждений.
Впервые выполнено устройство проекции «Пешеходный переход», позволяющее распознать изображение в любое время года. Это устройство, а также сигнальное табло, светофор Т-7 будут привлекать особое внимание водителей, что немаловажно в темное время суток. Шумовые полосы позволят предупредить водителей о приближении к пешеходному переходу не только зрительно, но и тактильно. Искусственная неровность позволит снизить скоростной режим. Таким образом, эти мероприятия в совокупности дадут возможность водителям своевременно среагировать в момент появления на проезжей части пешеходов, а особенно детей. Эта работа продолжится и в следующем году. Запланировано оборудовать порядка 70 переходов вблизи общеобразовательных учреждений в 20 районах области.

Р.В. – Строительство автодороги «Шацк – Касимов» на участке обхода г. Сасово с подъездом к автодороге «Сасово – Восход – Кадом» также один из важных объектов этого года.

М.С. – Это так. Работы по строительству автодороги Шацк – Касимов на участке обхода г. Сасово с подъездом к автодороге Сасово – Восход – Кадом в Сасовском районе Рязанской области завершены. Эта автодорога входит в Межрегиональный автотранспортный коридор Белгород – Воронеж – Тамбов – Шацк – Нижний Новгород – Шарья – Котлас и обеспечивает сообщение не только в Рязанской области, но и еще в ряде регионов ЦФО. Обход города Сасово – важный для Рязанской области инфраструктурный объект. Общая протяженность трассы составляет 8,352 км.

Р.В. – Можно поподробнее рассказать о ней?

М.С. – Участок автодороги с двухполосным движением стал продолжением первой части обхода г. Сасово, построенной более 10 лет назад. На создание объекта протяженностью 3,87 км было затрачено 466,4 млн рублей, выделенных региону из федерального бюджета. Также были построены путепровод через железную дорогу и мост через реку Сасовка. Кроме того, в 2020 году был проведен комплексный ремонт первой части автодороги, в том числе укреплены обочины, приведены в порядок водопропускные сооружения.
Сасово – город транзитный, и ежедневно через него проезжают более 6,5 тысяч автомобилей, в том числе и грузовых, что приводит к интенсивному разрушению дорожной одежды городских улиц, возникают задержки в движении из-за низкой пропускной способности дорог. Все это не лучшим образом отражается на экологической обстановке. Помимо этого, на данном участке автодорога пересекает в одном уровне два пути железной дороги, что дополнительно приводит к задержкам в движении автотранспорта и снижает безопасность.
Новая автодорога позволит направить транзитный транспорт в обход города Сасово, что значительно повысит безопасность движения, уменьшится нагрузка на уличную сеть города, улучшится экологическая обстановка.

Р.В. – Специалисты дирекции также осуществляют комплекс работ по содержанию автодорог.

М.С. – Да, это так. Для поддержания надлежащего технического состояния существующей сети автомобильных дорог области с подрядными организациями заключены государственные контракты. На своих участках они ликвидировали выбоины и просадки асфальта, в том числе методом устройства «карт». Таким образом, приведены в безопасное состояние автодороги протяженностью 3 587 км. Нанесены горизонтальные дорожные разметки из термопластика на 114 км, установили сигнальные столбики (делиниаторы) – 5 540 метров, провели устройство поперечных шумовых полос на 12 участках, а также впервые в области начали работы по устройству шумовых полос по оси автомобильных дорог общей протяженностью 36 км. В этом году в рамках заключенных государственных контрактов на содержание автодорог установлено вновь и заменено более 1 300 дорожных знаков, в первую очередь обеспечивающих безопасность.
Особое внимание – контролю качества выполняемых работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог. Контроль ведут специалисты стационарной, а также передвижной дорожно-строительной и диагностической лабораторий.

Дорогие коллеги! Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем работников дорожного строительства! Желаю всем успехов в работе, доброго здоровья, семейного благополучия!

Валентина Севостьянова
Фото Владимира Иванова