№39 (5944) от 28 мая 2021

Поверить на слово, а потом обмануться в своих ожиданиях – таковы типичные причины современных производственных конфликтов.


4 апреля 1997 года в свет вышел первый номер газеты «Рязанские ведомости». И мы решили вместе с вами, наши читатели, в предшествующий 25-летнему юбилею год, перелистать страницы номеров «РВ», вышедших за это время. Встретиться с героями наших прежних публикаций. Вспомнить, чем жили, чему радовались, о чем тревожились земляки. Оценить, что изменилось в нашем крае. «Возвращаясь к напечатанному» – эта рубрика была обычной в газетах прошлого века. Мы решили возродить ее в специальном проекте «Рязанских ведомостей», который позволит и нам, и вам еще раз увидеть вехи пройденного пути, запечатленные на газетных страницах.


«Наш дикий рынок труда выявил одну закономерность: мы совершенно не умеем устраиваться на работу и не знаем своих прав. Тон в разговоре задает работодатель, а мы, недооценивая себя, слишком легко соглашаемся на предложенные условия».

Я писал это в газете «Рязанские ведомости» в январе 2000 года после интервью с руководителем Государственной инспекции труда по Рязанской области Виктором Владимировичем Паршиковым. Мы говорили о самых распространенных нарушениях прав работников той поры. Им навязывали срочные трудовые договоры вместо того, чтобы заключать бессрочные, более выгодные для сотрудников. Насильно отправляли в административные отпуска без сохранения заработной зарплаты. Придумывали штрафы за каждую провинность. Изобретали регламенты и распорядки, противоречащие законодательству.
Вспомним, что это были за времена. Заканчивался передел государственной собственности. Как пузыри в мутной пене возникали фирмы-однодневки, компании-прачечные, до обычных тружеников никому не было дела. Нехватка рабочих мест позволяла работодателям держаться вне рамок правового поля. А соискатели вакансий готовы были на все – лишь бы взяли на работу.
Минуло 20 лет, возраст целого поколения. Я снова переступаю порог Гострудинспекции по Рязанской области. Из-за пандемии прием граждан здесь осуществляется дистанционно, поэтому нам с Мариной Михайловной Терентьевой, начальником отдела труда и социальной защиты, удается побеседовать в спокойной обстановке. И первый вывод, который я делаю: доверчивость наших людей не знает границ. Повинна ли в этом растущая конкуренция на рынке рабочей силы – тема для большого исследования. Но работники на радостях от того, что их берут на желанную вакансию, почему-то по-прежнему не читают трудовые договоры и легко готовы подмахнуть любую бумагу, будь то правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда или сам трудовой договор, абсолютно не знакомясь с ее содержимым.

Верят на слово

Начальнику готовы верить на слово. И это первая важная тенденция современных трудовых отношений. Вторая, не менее тревожная (и она напрямую вытекает из первой) – несогласие с суммой выплат за проделанную работу. «Не изучив положение об оплате труда, работник ставит подпись, думая, что сейчас ему это не нужно. Но проходит время. Человек обживается в коллективе, и запросы его растут. Хочется стабильности, адекватного материального вознаграждения. Только не всегда эти требования оказываются обоснованными, потому что работник в свое время не удосужился поинтересоваться, за что ему положены стимулирующие надбавки, материальная помощь», – говорит Марина Терентьева.
Выходит, согласившись «на все», работник и будет терпеть все. Люди не понимают, что такое стимулирующие надбавки. И беспечность играет с ними злую шутку. Месяц назад еще получал 50 тыс. рублей, а сегодня выдали на руки тридцатку. Обидно? Просто начальник решил простимулировать в этом месяце других, действуя на основе внутренних корпоративных документов. И вроде бы все законно. Только понять нелегко – почему менеджмент создает для себя пространство для маневра, а работники поставлены в жесткие рамки?
– Да, фиксированная часть оплаты труда зачастую бывает скромной, таковы современные реалии экономических и социально-трудовых отношений, – соглашается Марина Терентьева. – Основная часть выплат может происходить за счет стимулирующих надбавок. В то же время никто не принуждает работника подписывать трудовой договор, с которым он не согласен.
– А выбор-то есть?
– Считаю, что есть. Мы выходим с проверками на крупные предприятия и видим, как много там вакансий с хорошей оплатой труда. В то же время много молодых мужчин, да и девушек бегают с одного места на другое и пытаются претендовать на должности, которые не соответствуют ни их умениям, ни опыту, ни образованию. Желание одно – перейти сразу в руководство. А вот на завод, на высокую зарплату, где работа тяжелая, как говорится, «от и до», они идти не хотят.
Мечты о красивой и беззаботной жизни рано или поздно разбиваются о реальность, и приходится соглашаться с тем, что дают, что предлагают. Манипуляции поведением сотрудника в спорных ситуациях – еще одна распространенная практика текущего момента. В конфликтах, которые приходится урегулировать госинспекции, сталкиваются две позиции. Работодатель: «Он сам принял такое решение и написал заявление». Работник: «Я ничего не решал, меня вынудили это сделать».

Принуждение и согласие

Целую главу, а то и книжку, не хуже «Красного и черного» можно было бы написать на эту тему. Бедный, бедный стендалевский Жюльен Сорель, зажатый тисками своего сословия. Сегодняшних простых работяг кому-то тоже очень хочется загнать в сословие бесправных, а иначе как объяснить случаи, когда работнику вместе с заявлением о приеме на работу предлагают написать заявление об увольнении, которое лежит до поры до времени в сейфе руководителя. На всякий случай, для подстраховки. Доказать такие злоупотребления пока не удалось, но защитники трудовых прав о подобных инцидентах осведомлены.
Среди самых распространенных жалоб – несогласие с суммами выплат после увольнения. Работодатель предоставляет документ, подтверждающий, что вся сумма выдана на руки. А работник говорит, что получил значительно меньше.
– За мою практику был только один случай, когда человеку удалось доказать после проведения графологической экспертизы, что его подпись подделали в организации, – говорит Марина Терентьева.
А как происходит на самом деле? Люди поддаются на уговоры, верят словам. Расписываются за меньшую сумму, а ждут большую. А когда не получают обещанного, начинают жаловаться.
Не хочешь, не уверен – не подписывай. И 20 лет назад, и сегодня это правило остается золотым и сильно облегчает потом работу инспекции, когда работник начинает искать справедливость.
Сопоставляя примеры нарушения прав из прошлого и настоящего, я вновь задаюсь вопросом: так выросло ли за это время у людей самоуважение, чувство собственного достоинства, позволяющего существовать не в парадигме «начальник – подчиненный», а в цивилизованных гражданско-правовых и трудовых отношениях? И знаете, у меня нет четкого ответа на этот вопрос.
Мы по-прежнему склонны доверять личным отношениям и легко отмахиваемся от того, что написано на бумаге, а потом, когда эти отношения разлаживаются, не можем доказать свою правоту и начинаем винить всех подряд – фирму, Государственную Думу, менталитет, Президента… С другой стороны, у людей уже нет такой апатии, как 20 лет назад, признают в госинспекции труда. Значительно выросла правовая активность населения. Люди готовы бороться – обращаются в суд, прокуратуру, пишут губернатору и в социальные сети, нанимают адвокатов. И вся эта активность, стойкость в преодолении невзгод поразительным образом сочетаются с доверчивостью и беспечностью, поэтому я и назвал эти заметки довольно необычно: «Доверчивые борцы».
К сожалению, констатирует Марина Терентьева, в сфере общедоступной юридической помощи у нас довольно мало квалифицированных юристов, практикующих трудовое право. Решит ли проблему увеличение их количества? Или все-таки самый надежный способ заставить работодателей чтить букву закона – это постоянное, системное и необратимое увеличение количества рабочих мест? Создание условий, когда не только соискатели вакансий начнут конкурировать между собой, но и руководители предприятий и организаций будут сражаться за хороших, дисциплинированных работников. И навсегда уйдет в прошлое циничное, барское: «На ваше место стоит очередь».
– Люди начинают бороться за свои права. Не молчат, не терпят. А те, кто долго молчит, все равно потом приходят к нам. Потому что терпение имеет свойство переполняться, и весь негатив выбрасывается наружу. Тут люди и вспоминают, что есть госинспекторы, всегда готовые встать на защиту законных интересов граждан.
Вот на такой ноте мы и закончили нашу беседу в госинспекции труда. Оптимистическая она или нейтральная? Как знать. Но уж точно нет в ней пессимизма. Договорились, что снова побеседуем о самоуважении и достоинстве лет через двадцать.

Димитрий Соколов

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое