№92 (6296) от 29 ноября 2024
В Рязани прошёл ежегодный IX Международный фестиваль «Свидания на Театральной»
На минувшей неделе рязанцы смотрели спектакли о любви на сцене Рязанского государственного ордена «Знак Почета» областного театра драмы. Традиционный фестиваль «Свидания на Театральной» состоялся при поддержке министерства культуры Рязанской области. Жюри и зрители увидели спектакли, которые привезли театры из Санкт-Петербурга, Кемерова, Великого Новгорода, Уфы, Тюмени, Нижнего Новгорода, Озёрска Челябинской области. Ну и, конечно, Рязани.
Вам слово!
На старте фестиваля встречаемся с директором театра драмы Семёном Борисовичем Гречко и просим рассказать об особенностях нынешнего фестиваля.
– Почему рязанцам и жюри представлены именно эти спектакли?
С.Г. – Раньше у нас работала большая комиссия по заявкам. В этом году мы пошли другим путем. Теперь за конкурсный отбор отвечали члены жюри прошлого фестиваля. Было предложено множество постановок, но мы, к сожалению, ограничены неделей.
– Влияла ли география на выбор городов-участников?
С.Г. – Нет, важнее всего спектакль. К нам приходили интересные заявки из Южно-Африканской Республики и Индонезии, но они не прошли отбор. Критики – суровый народ, и мы в жесткие рамки их не ставим, всё демократично.
– Как за 9 лет фестиваль изменил рязанскую сцену?
С.Г. – Благодаря фестивалю мы познакомились с великолепными постановщиками, приобрели спектакли зарубежных авторов, приглашали режиссёров для совместной работы. Это развитие не только для театра, но и для зрителя – он видит спектакли высокого уровня и становится требовательнее к нам.
Фабрика слов
Притчу «Фабрика слов» (6+) представил зрителю Санкт-Петербургский государственный детский драматический Театр у Нарвских ворот.
Фабрика слов – выдуманная страна, где действует слоган «молчание – золото», а слова, прежде чем сказать, нужно купить, правда, стоят они дороже цветных металлов. Буквенные сочетания – некая валюта, а страна – утопия, поэтому богачей с полным словарным запасом немного.
Однажды в стране рождается новый член общества – Филеас. Живет его семья, как большинство. Но это длится до тех пор, пока Филеас не встречает девушку Сибэллу. Ради нее он готов пожертвовать всеми словами, что у него есть.
Бутафорно увеличенные головы трансформируют героев в кукол, а тонкие белесые бумажки слов кружатся в воздухе. Несмотря на глубокий философский замысел, притча исполняется легко, музыкально. Даже по-детски наивно, поэтому маленькие зрители задорно смеются. Но взрослый понимает: любовь спасет всё даже в выдуманной стране.
Земля Эльзы
Кузбасский театр драмы имени А.В. Луначарского из Кемерова представил на фестивале историю любви «Земля Эльзы» (12+).
Эльзе Александровне – 76, Василию Игнатьевичу – 72, они оба похоронили своих супругов, а теперь случайно повстречали друг друга. За всю жизнь они так ни разу и не были счастливы по-настоящему. Но теперь, вопреки осуждениям родных и чужих, счастье, кажется, постучало в их дверь. Удастся ли им посадить розы, объехать весь свет и сохранить свою любовь?
«То, как они впервые коснулись друг друга, тронуло меня до глубины души», – отмечает член жюри фестиваля, немецкий критик Майнхард Цангер.
Длительные диалоги оттеняют метафорично реалистичные декорации. Вода по всей сцене, имитация луж и настоящий дождь, движущийся круг с четырьмя зонами действия актеров. А также музыкальные решения: между сценами играет мистическая мелодия и раздается монотонный голос автора. За одну историю любви они раскрывают множество социальных проблем. А главное, возрастные герои влюбляются, как в первый раз – за таким тонким сюжетом можно наблюдать бесконечно.
Выше ноги от земли
Триллер «Выше ноги от земли» (18+) на суд жюри вынес Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского.
О враче Илье Рудневе из маленького провинциального городка рассказано по-русски мистично. У мужчины трагически погибла жена и сын, а теперь в его реанимационное отделение после автокатастрофы попал мальчик Костя, ужасно похожий на его собственного сына. Через параноидальные иллюзии, внутреннее и внешнее уныние персонаж пытается разгадать загадку пострадавшего и приблизиться к осознанию собственной утраты.
Здесь всё знакомо глазу: бетонные блоки, фонарь, граффити, священник, полицейский, врач. И в то же время судорожно чужеродно – головы кукол, арт-хаусные диалоги, внезапные антракты, лапы Лешего. Хотя, подождите, Леший – герой славянской мифологии, как и куклы – братья с сестрами – персонажи русских сказок. А антрактов в реальной жизни хоть отбавляй! Так значит, нам всё же это знакомо?
Постановка является интерпретацией одноименного романа Михаила Турбина.
– Автор доверил нам самостоятельно интерпретировать замысел. Поэтому финал отличается от книги. Правда, между поклонниками романа начались целые баталии. Но писатель всё принял и даже признался, что заметил новые стороны в собственной истории, – поделился Сергей Козлов, арт-директор Новгородского театра.
Об итогах фестиваля читайте на нашем сайте rv-ryazan.ru
Арина Тимохина
Фото представлены театрами