№25 (5930) от 9 апреля 2021
Вячеслав Шишков, путешествующий почти двадцать лет в сибирской экспедиции, воспел Нижнюю Тунгуску в романе «Угрюм-река». Такое благозвучное название реке и роману он дал благодаря старинной песне.
Похвал не будет
Написанный в 1933 году роман позднее не войдет ни в школьную, ни в университетскую программы. «Похвал за «Угрюм-реку» мне никаких не будет: я лично незнаком с И.В. Сталиным, не услужаю М. Горькому, вообще – веду себя так, что, не имея высоких общественно-говорильно-ораторских заслуг, не сумел, видимо, заслужить к себе благорасположения «критиков», – поделится Вячеслав Шишков в письме П.С. Богословскому.
Однако захватывающий мелодраматичный сюжет романа, реальные людские истории и необыкновенный природный колорит произведения принесли ему славу среди читателей, особенно читательниц. Книга сильно отличалась от произведений, написанных в 20–30-е годы прошлого века. В ней не было призывов к классовой борьбе. Очень нетипичным для литературы того времени выглядят, например, мягкий и осторожный большевик Протасов. А отец Александр, священник, радеющий за счастье рабочих, вообще не вписывается в политические образы того времени.
Что касается главных персонажей, то они как один полны противоречий. То есть «списаны» с живых людей.
Литературоведы полагают, что Вячеслав Шишков, исколесивший с 1900 по 1920 год Иртыш, Обь, Бию, Катунь, Енисей, Чулыму, Нижнюю Тунгуску, Лену и Ангару, создавая образы главных героев, ориентировался на историю купцов Матониных. Как и Прохор Громов, глава семейства Аверьян был талантливым предпринимателем, предки которого вышли из крестьян и поначалу промышляли разбоем. Аверьян Матонин, активно занимался благотворительностью, строил школы, училища и церкви. Вместе с тем «хорошим человеком» назвать его не поворачивался язык. В истории этого купеческого рода был вошедший в роман шокирующий сюжет о свадебном подарке: украшении, снятом с убитой женщины и опознанным ее сыном в день помолвки младшей родственницы.
В большинстве своем герои Шишкова способны и к развитию, и к падению. Наверное, такая неоднозначность, отсутствие четкой идеологичности и сыграли с романом злую шутку. «Угрюм-река» – семейная сага Вячеслава Яковлевича Шишкова о золотой лихорадке в Сибири и последующих событиях, похвал не добилась и вторым «Тихим Доном» не стала, хотя эти произведения и сравнивали по своим масштабам. От полного же забвения роман спасла экранизация Ярополка Лапшина, вышедшая в 1968 году.
Страна влюбилась сразу
Известный культуролог Наталья Кириллова хвалила этот фильм за «броскую чистую графику» и яркие актерские работы. Она оценивала фильм следующим образом: «Здесь есть колоритные картины купеческого быта, снятые по-лапшински, с размахом, любовная и детективная интрига, но главное – яркие образы-характеры: Прохор и Петр Громовы, Анфиса Козырева, кавказец Ибрагим-оглы, конторщик Илья Сохатых. Режиссер собрал в фильме сильный актерский состав: Г. Епифанцев, Л. Чурсина, И. Рыжов, А. Кочетков, Г. Тохадзе, А. Демьяненко и др.».
Что говорить, я сама еще помню этот черно-белый, скорее спектакль-сериал, чем фильм, каждый персонаж которого надолго остается в памяти.
Особенно Прохор. Именно ему в фильме 1968 года отдано все внимание. Точнее, тем изменениям, что с ним происходят. Прохор в советском фильме отличается своей живостью и тягой к знаниям, он хочет изменить мир и пытается побороть родовое проклятие, жить по справедливости, помогать людям. В столь яркого персонажа невозможно было не влюбиться. Что и сделает основная масса населения страны.
Но будут у экранизации и явные минусы. Экранизировать столь романтичный сериал для телевидения возьмется Ярополк Лапшин. На Свердловской киностудии им будут созданы четыре серии, сценарий для которых, сильно сократив сюжетную линию книги, напишет сам же режиссер. Места этнографии здесь почти не останется, впрочем, как и героям второго плана. Но главное то, что прописано Шишковым в книге лишь пунктиром, в «Угрюм-реке» производства 1968 года вылезет на первый план – классовая борьба, осуждение обществом капитализма и индивидуализма. И это понравится зрителю не меньше, чем гордые герои и бьющие фонтаном «театральные» эмоции. Понравится настолько, что будет принято решение уже после телетрансляции показать фильм еще и в кинотеатрах. Ярополк Лапшин откажется сократить фильм для проката, и четыре серии будут крутить в кинотеатрах на двух сдвоенных сеансах. И зрители будут ходить на «Угрюм-реку» по несколько раз, особенно в провинции.
Новый взгляд
Те, кто смотрел фильм Лапшина, уверены – атмосфера, созданная Шишковым в романе, передана наиболее точно именно в этом фильме, а не в новой экранизации 2021 года. Разве? Просто Лапшин ставил для себя одни задачи, а Юрий Мороз – другие. В зависимости от времени, в котором работали, от зрителя, под которого «создавали».
Например, в новом фильме удалось воплотить то, что почти ушло из сериала 1968 года – помимо линий главных героев, а актерская игра Александра Балуева, Александра Горбатова, Юрия Чурсина, Софьи Эрнст, Юлии Пересильд выше всяких похвал, здесь есть не только второстепенные – шишковские, но даже придуманные линии. Что делает сюжет более насыщенным, динамичным, современным.
Если в старом фильме понятно, кто преступник и почему, то в новой 16-серийной версии, подозреваешь всех и вся. Такая детективная составляющая делает «Угрюм-реку» более динамичной и увлекательной.
Говорить о «картинке» просто бессмысленно. Ну как сравнишь черно-белую версию и цветную? В сериале, который снимался в Москве, Подмосковье, на Урале, в Минске, Суздале, Кинешме, было много натурных съемок. А на реке Исеть на Урале актерам действительно приходилось преодолевать опасные пороги на лодке. Кроме этого, бюджет картины позволил воплотить «в жизнь» потрясающие интерьеры сибирских домов, богатую сервировку столов. Для сериала «Угрюм-река» было пошито больше сотни костюмов, а особой привлекательностью для глаза отличились, конечно, женские наряды. Что касается тунгусской одежды, шитой вручную, то она оказалась настолько достоверной, что получила одобрение от настоящего шамана, с которым консультировалась при создании костюмов.
Самое большое число отзывов во время всей трансляции нового сериала получила в свой адрес Юлия Пересильд. Она, сыграла Анфису, образ которой, как посчитали многие зрители, оказался далеким от первоисточника. Но я с этим утверждением не соглашусь. Я прекрасно помню Анфису в исполнении красавицы Людмилы Чурсиной как женщину чистую, искренне любящую и несчастную. Но это образ Лапшина, а не Шишкова. Ведь в самом романе Анфиса была куда более разбитной особой – она щелкала орехи, любила наряжаться, ходила в тунгусских мехах, была взбалмошной и довольно жестокой. Именно такой, какой и представила ее Юлия Пересильд.
Да, команда нового фильма во многом пересмотрела образы персонажей «Угрюм-реки», осовременила их. Анфиса рассталась с косой и «порыжела», обрела большую дерзость и уверенность, Прохор заразился модной сегодня несоциализированностью, а Петр Громов из самодура превратился в жертву безумной страсти. Но тем и хороши современные экранизации давно любимых произведений – новым взглядом на уже известное, возможностью посмотреть на историю под другим углом, а главное – непреодолимым желанием пересмотреть уже снятое и перечитать первоисточник.
Комментарий:
Константин Эрнст, продюсер фильма:
– Этот проект о том, как одно время трансформируется в другое. Все начинается в конце XIX века, когда все старые устои рушатся, и под воздействием промышленной революции и капитализма все меняется. Меняются люди, многие не выдерживают нового времени… Мне кажется, мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, а контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем…
В историю трех поколений Громовых
вместе с читателями погрузилась Екатерина Детушева
Фото: kinopoisk.ru