№60 (6364) от 15 августа 2025

В Рязани прошёл вечер памяти телеведущего, актёра и режиссёра Валерия Майорова

Встреча друзей, коллег и почитателей таланта Валерия Евгеньевича прошла в галерее «Рязанское наследие театра и кино» на улице Соборной и была приурочена к его 68-летию.

На особый душевный лад настроил гостей просмотр фильма Галины Воропаевой, снятый через год после смерти коллеги. В фильме своими воспоминаниями делятся известные рязанцы – актёр театра драмы Александр Зайцев, телеоператоры Валерий Борисов и Станислав Номероцкий, режиссеры Валерий Жалыбин и Елена Витухина, директор ДК молодёжи Николай Плетнёв, шоумен Игорь Крысанов, руководитель телерадиокомпании Валентин Карпушкин, мама Валентина Ивановна и вдова Елена Карпакова.

Жизненный путь Майорова в фильме – как вспышка молнии. Зигзаги судьбы, покорение вершин, борьба с собственными слабостями. Обожание телезрителей и то, чем приходилось платить за изматывающие 14-часовые прямые эфиры. Галина Воропаева работала на «Субботнем телеканале» администратором, поэтому её фильм – не отстраненное повествование о талантливом журналисте, а взгляд через призму собственной профессии, где так непросто стать у зрителей «своим». А Валерий Евгеньевич им стал быстро – благодаря своему обаянию, неспешной манере разговора с собеседниками, дару импровизации и свободе общения в эфире. Его голос и раскрепощённость действовали на зрителей магически, как успокаивающий чай с мятой, хотелось просто расслабиться перед экраном и смотреть сюжет за сюжетом – о людях обычных и выдающихся, о тех, кто уже знаменит и кого знаменитым делали передачи субботнего телеканала.

Режиссёр Марина Сидоренко вспоминала, как Майоров общался в эфире с Андреем Вознесенским. Нелегко было расположить к себе знаменитого поэта, уставшего от постоянных интервью и внимания к себе. И тут Валерий Евгеньевич начал читать наизусть стихи Вознесенского – с тем актёрским мастерством и чуткостью, которым учили его в Высшем театральном институте имени М.С. Щепкина и которые он развил на подмостках Рязанского театра драмы, будучи актёром и режиссёром. Было видно, как Андрей Вознесенский переменился в лице, как заискрились его глаза, и общение сразу же пошло на другой, более интимной волне.

«Стилистика материала зависит от ощущения слова», – позже напишет в своей книге Майоров. Он многому мог бы научить нынешних начинающих журналистов и особенно телеведущих, смог бы, наверное, одним взглядом укротить инфантильное кокетство даже федеральных «звёзд эфира», доведись ему давать мастер-класс и делиться опытом. Но судьба отмерила ему всего 54 года жизни, и он сам укоротил её, снимая стрессы известным и привычным способом, о чём в фильме тоже сказано с горькой интонацией.

«Мой телевизионный стиль – это сельпо», – не стеснялся говорить Майоров. Там, в сельпо, вместе с продуктами продавали кастрюли и гвозди, лопаты и удобрения. Без этого сельпо люди не мыслили себе жизни в глубинке, а рязанский телезритель не мыслил субботних дней без развлекательного канала с Майоровым. Какие это были времена? Те самые девяностые, когда менялось стремительно телевидение, когда открывалась дорога документальному кино и всему разнообразию жанров, когда героями передач становились интересные и достойные люди, а не те, на которых указывали парторги. Любимый оператор Валерия Майорова Станислав Номероцкий рассказал, как они отважились даже на съёмку рязанской рок-оперы и её показали на рязанском телевидении. Где теперь эти кадры? Доведется ли увидеть их когда-нибудь?

«Майорову было под силу буквально на пустом месте устроить маленькое шоу или начать серьёзный разговор в студии», – вспоминает в фильме Игорь Крысанов. А ещё Валерий Майоров был первым ведущим и одним из авторов телерадиомарафона «Низкий поклон вам, ветераны!», ставшего ежегодным.

А я вспоминаю свою армейскую юность, как в субботу мы собирались в каптёрке, наплевав на рутинные солдатские обязанности, включали чёрно-белый «Сапфир» и с нетерпением ждали заставки субботнего телеканала и приглашения ведущего устраиваться перед экранами поудобнее, зная, что офицеры не придут с проверкой, потому что сами залипли у экранов.

Напрасно мы думаем, что те времена для молодых – пустой звук. Ученик 11-й школы, которую окончил Валерий Майоров, снял часовой документальный фильм о своем кумире. И Галина Воропаева предложила устроить совместный просмотр. Хозяйка галереи «Рязанское наследие театра и кино» Ольга Сергеевна Серёгина так прониклась атмосферой памятного вечера, что решила создать в музее отдельную экспозицию, посвящённую легендарному телеведущему, с личностью которого всегда будут связаны воспоминания о той телевизионной поре, когда всё только начиналось и так много обещало.

Димитрий Соколов
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое