Информационное пространство региона в 1990-е – 2000-е годы

Советская журналистика уходила в прошлое, нехотя и сопротивляясь. Менялось время: ситуация в стране перетекала из социализма в капитализм, а журналистика растрачивала свое влияние на содействие политическим процессам. Она хотела во всем участвовать, не осознавая революционный характер перемен. Ей предстояло превратиться из советской журналистики в медиа. Процесс был болезненным.

От «Приокской правды» к «Рязанским ведомостям»

После запрета КПСС и дезинтеграции СССР в 1991 году произошло окон­чательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. В Рязанской области было прекращено издание областной газеты “Приокская правда”. Редактор Л.П. Крючкова освобождена от занимаемой должности, все журналисты выведены за штат. Затем издание газеты было возобновлено под новым названием “Приокская газета”, учрежденная коллективом журналистов. Редактором была избрана Н. Курбачева.

Редакция «Приокской газеты» участвовала в политических процессах в регионе и отражала на своих страницах подробности политического противостояния демократов и коммунистов. При этом уже в первые годы самостоятельного существования газета столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Государственного финансирования редакции не было. Полиграфические услуги и бумага мгновенно и многократно подорожали в условиях свободы печати и возросшей конкуренции между СМИ. Доходы от подписки сокращались, а от рекламы не росли такими темпами, чтобы редакция не испытывала экономических трудностей. К тому же свобода журналистов от политической цензуры оказалась призрачной. Демократическое руководство регионом, также, как и предыдущее, партийное, требовало от газеты лояльности.

Все это привело к конфликту внутри редакции. Коллектив журналистов попытался сменить редактора. Однако руководство г. Рязани, представитель Президента в Рязанской области настояли на том, чтобы газетой продолжала руководить Н.А. Курбачева. В журналистском коллективе произошел раскол, редактором был уволен заместитель редактора В.И. Швецов.

Затянувшийся конфликт внутри редакции привел к открытому расколу тогда, когда сменилась власть в регионе. Став губернатором в начале 1997 года, В.Н. Любимов принял решение о создании в области новой “правительственной” газеты “Рязанские ведомости”. Газету учредили администрация области, областная Дума, администрация г. Рязани и Рязанский городской совет. Редактором был назначен П. Г. Рябинкин. Основу коллектива редакции составили бывшие журналисты “Приокской газеты”.

Некоторое время “Приокская газета” и “Рязанские ведомости” выходили параллельно. В 2000 году финансовое положение “Приокской газеты” стало критическим. Вскоре газета закрылась.

Парой лет раньше в области перестала выходить и областная молодежная газета “Молодежный курьер”, также из-за финансовых и организационных трудностей.

Феномен «Вечерки»

В российской журналистике в 90-е годы появлялись все новые типы из­даний. Среди них с момента возникновения и появления на ин­формационном рынке особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом — серьезный подход к ней. В Рязани к такого рода изданиям на том этапе может быть отнесена газета “Вечерняя Рязань”, созданная в 1990 году. Она пришла на смену газете Рязанского городского Совета “Рязанский вестник”. Прежняя газета горсовета «Рязанский вестник» находилась фактически под запретом областных властей. Поэтому ее приходится печатать в Литве. Горсовет несколько дистансировался от этой газеты.

Коренной пересмотр общественных отношений, демократи­зация общественной жизни, переход к рынку радикально изме­нили роль средств массовой информации и представления чита­телей о них. В 1991, еще больше — в 1992 гг., продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономический фактор — рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету.

Популярность «ВР» образца 1990-1997 годов некоторые считают чудом. На самом деле:

1) считалось, что она – единственная из местных газет рассказывала, что творится на самом деле,

2) на такое правдивое отображение ситуации существовал спрос. Социологи сказали бы: попала в ожидания аудитории при отсутствии конкурентов.

Как только эксклюзивность пропала (появились и другие издания с реалистичным подходом и современным языком изложения), спрос перевернулся (народ стал больше ценить развлекательное чтиво), руководство сменилось, а сотрудники нашли себе более комфортные места работы – чудо прекратилось. И теперь остается только вспомнить историю газеты.

«Вечерняя Рязань» была создана в 1990 году как орган Рязанского горсовета. Когда муниципальное собрание вступило в конфликт с партийными властями региона, депутатам понадобилось свое СМИ. Первым редактором стал рязанский писатель Николай Васильевич Молотков, но поскольку он был избран еще и народным депутатом СССР, времени на газету у него катастрофически не хватало.

Правда, Молотков немедленно подключался, когда требовался авторитет: например, когда куда-то «по ошибке» пропали деньги со счета издания, Николай Васильевич встал с шапкой на площади Ленина, и про конфликт немедленно узнала вся страна. Когда бывало поспокойнее, его замещали – например, заместитель редактора Наталья Золотых.

Весь 1991-й год чуть ли не половину страниц газеты занимала политическая борьба. Репортажи из горсовета о спорах депутатов писал Сергей Мулин. Была акция, запомнившаяся всему городу – весной «ВР» выпустила пасхальное приложение, которое бесплатно раздавали с рук прямо в ночь перед Пасхой на улице около немногочисленных тогда действующих церквей.

Тамбовского журналиста Вадима Михайлова пригласили в Рязань из Литвы, (где он занимался с 1989 года изданием газеты “Содействие”) депутаты и руководство горсовета. Им нужен был энергичный человек и энергичная политическая газета. По крайней мере, энергичного редактора они получили.

На протяжении всего 1992 года и до мая 1993-го редакция располагалась на втором этаже здания по улице Почтовой. В 1993-м «Вечерка» переехала на площадь Костюшко, где и осталась. В 1992-1993 годах в Рязани родился настоящий рекламный рынок. Пионерами среди рекламодателей были торговцы бытовой техникой и компьютерами, скупщики ваучеров, а также финансовые пирамиды, которые приняли деньги примерно у 40 тысяч перепуганных инфляцией рязанцев. Реклама всех этих фирм устремилась в газеты, а поскольку у «Вечерней Рязани» был самый большой тираж, то в ней рекламы было больше всего. В некоторый момент 1993-го, когда средняя зарплата в Рязани превысила 14 тысяч, газета стоила 5 рублей. Тогда тираж еще был 50 тысяч. А в ноябре 1994-го «ВР» достигла пика популярности (проданный тираж перевалил за 96 тысяч экземпляров).

На читателей «Вечерки» сыпались конкурсы с действительно ценными призами. Например, несколько месяцев тянулся бум хитрых кроссвордов Виталия Леденева: сотни людей стояли по вечерам перед редакцией, чтобы сдать выполненные задания и принять участие в розыгрыше очередного телевизора «Фунай-7».

Летом 1995 года «Вечерняя Рязань», выходившая тогда дважды в неделю, по субботам начала толстеть (в процессе потолстела до 24, а потом и до 48 страниц), а с начала 1996-го приобрела неслыханную тогда в Рязани роскошь – обложку-фотоколлаж.

В «Вечерке» можно было найти самый полный список происшествий за неделю. Сюда постоянно приносили свои сводки представители пресс-служб милиции, пожарной охраны, спасателей. И в то же время Алексей Фролов на протяжении почти полутора лет занимался публикациями под рубрикой «Ментовский беспредел».

Отдельно выходили “Спортивная Рязань” Сергея Ильева и “Газета для собак” (то есть для их владельцев, конечно) Елены Княжской. Отношения «вечерки» с властями были разные, потому что власти менялись. Но в 1990-е годы никто не ставил задачи, допустим, закрыть газету административно или задушить экономически.

Но часы все-таки пробили полночь. В 1998 году две трети собственности ООО, издававшего «ВР», перешли в другие руки, и через какое-то время новый издатель уволил главного редактора. В 2000 году резко изменился стиль газеты и ее принципы. Поэтому та «ВР», которую сформировал в начале XXI века Н. Кириллов, была уже совсем другим изданием.

Приоритет разнообразия

Рынок печатных СМИ в регионе в 90-е годы был довольно разнообразным. Активно стали издавать рекламно-информационные газеты ((“Банкирский дом”, “Ва-банк”, “Компаньон”, “Рязанская недвижимость”, “Совершенно бесплатно”, “Ярмарка”, “Рязанская неделя”). Пополнились ряды общественно политических изданий, среди них – “Правда Жириновского”. “Рязанские известия”, “Эфир”. Возобновила выход, как газета КПРФ “Приокская правда”. Появились религиозные издания – “Благовест” и протестантская газета “Луч Еванглия”. Детская газета “Колокольчик”, издававшаяся в Касимове, довольно быстро набирала аудиторию по всему региону. Начала выходить экономическая газета “ЭЖ – Русь”, выходившая на три региона – Рязанскую, Калужскую и Тамбовскую области. С 1993 года выходила в Рязани экологическая газета “Зеленый луч”

Большой популярностью в городе пользовалась газета Союза журналистов “Всем обо всем”, которая отличалась от других политической неангажированностью и довольно разнообразной тематикой. Тираж ее достиг 20 тысяч экземпляров, выходила газета с 1995 по 1997 год. Всего в 1990-е годы в Рязани выходит более 30 газет.

Новым явлением на информационном поле региона в эти годы стали местные журналы. Самым ранним из них был учрежденный в 1990 году “Рязанский церковный вестник”. В 1992 году были учреждены краеведческий журнал “Рязанский следопыт”, исторический правозащитный журнал “Карта”. Кроме того появились научно-публицистический журнал “Человек: преступление и наказание”, с 1995 года выходил литературно-художественный журнал “Утро”, с 1993-го – экологический журнал “Рязанский экологический вестник”.

Продолжали выходит во всех районах области и районные газеты, которые получили организационную самостоятельность, а вместе с ней и ряд экономических проблем. Для того, чтобы помочь им в решении этих проблем решено было создать издательство “Пресса”, которое занималось бы издательством районных газет. Возглавила издательство О.Г. Гоенко.

Параллельно с многоукладностью в экономике в начале 90-х гг. шел процесс утверждения многообразных форм собственности в средствах массовой информации. Периодические издания, изда­тельства, информационные агентства, электронные средства массовой информации являлись уже не только государственной и государственно-кооперативной собственностью. Ими владели акционерные общества, частные лица. К числу таковых в Рязани можно отнести примерно треть выходивших в Рязани газет, значительная часть из них – рекламно-информационные. Создаются первые медиа-холдинги. В их числе – редакция газеты “Вечерняя Рязань”, которая издавала спортивную, бульварную, рекламную газету и даже газету для собак. ТОО “Экстра-шанс” из Москвы издает в Рязани три “бесплатных газеты”, живущие за счет рекламы и объявление – “Экстра-конкурент”. “Экстар-офис” и “Экстра-шанс” Предприниматель А. Васильев издает рекламную газету “Ярмарка” и еженедельную газету “ТВ-панорама” с программой.

Интернет наступает

Период губернаторства Георгия Ивановича Шпака совпал с тектоническими сдвигами в системе средств массовой информации в связи с новой технологической революцией. На смену бумажным СМИ и ТВ, доминирующим на рынке читательских интересов в прежние периоды, приходит Интернет с его безграничностью проникновения и влияния, на смену профессиональной журналистике приходит самоуверенное дилетантство блогеров. Приоритет информационных газет по отношению к общественно-политическим газетам и журналам ставит новые проблемы перед печатными СМИ.

Надо отдать должное губернатору и его команде: давление на СМИ не носило глобального и сокрушительного характера. С журналистами старались договориться по-хорошему. В регионе сохранялся весь спектр средств массовой информации – от лояльных по отношению к власти до оппозиционных, от районных газет, до региональных представительств федеральных СМИ (“Комсомольская правда”, “Московский комсомолец”. “Аргументы и факты”, “Новая газета”).

К этому времени в Рязанской области начала складываться система региональных информационных агентств, первым из которых стало агентство “7 новостей”. Рязанское информационное агентство «7 новостей» начало работу 1 ноября 2003 года, когда в Интернете открылся сайт WWW.7 info.ru Агентство представило на рынке региона принципиально новый информационный продукт, который обладает рядом уникальных возможностей, недоступных другим СМИ. Главной особенностью агентства стало формирование непрерывной ленты новостей и её распространение двумя способами: путём публикации на сайте WWW.7 info.ru и рассылки по ряду рязанских и федеральных СМИ. Среди активных пользователей сайта – органы власти Рязанской области, представители бизнес-сообщества, журналисты. Новостями агентства пользуются все рязанские СМИ, а также ряд крупных федеральных информагентств: REGNUM, Region, Газета.ру, Лента.ру, Полит.ру, Росбалт, Крестьянские ведомости и другие. Благодаря этому информация доводится до весьма обширной аудитории. Приоритетами своей работы агентство считает оперативность и объективность освещения событий.

Региональный информационно-развлекательный интернет-портал RZN.info был основан 1 октября 2004 года. Главным продуктом RZN.info являются новости Рязани. Изначально RZN.info не планировало становиться информационным агентством со штатом журналистов., но репутационный вес стал набираться именно тогда, когда запустили ленту новостей. В течение полугода интернет-портал догнал по статистике посещаемости “7 новостей”.

От газеты к агентству

В 2004 году в Рязанской области появилось несколько новых газет. Это общественно-политическая газета Рязани и Рязанской области “Рязанская семерка”, учредителем которой выступило ООО «Медиа 7», которое впоследствии создало и РИА “7 новостей”, молодежная газета “Поколение Р” (учредитель ООО Полином-СМИ), православная газета “Золотые купола”, учредителем и издателем которой стала Рязанская епархия РПЦ. Потребность в новой православной газете была четко осознана епархией в связи с тем, что именно в этот период она поднимает вопрос о передаче в свое пользование сооружений и соборов Рязанского кремля, против чего активно выступали рязанские СМИ.

К 2000 году по-прежнему ведущей газетой на информационном рынке региона оставалась газета “Рязанские ведомости”, к тому моменту единственная ежедневная газета области. Информационный рынок региона в первом десятилетии нового века нельзя было считать устоявшимся и стабильным. Доминирование печатных СМИ отходило в прошлое. Возникающие в новых технологических условиях цифровые СМИ приковывали к себе внимание потребителей информации. Процессы эти протекали быстро и местные элиты не успевали их анализировать и использовать в своих интересах. К концу первого десятилетия 21-го века СМИ региона оказались на пороге новой технологической революции, повлекшей за собой смену приоритетов на информационном рынке.

На этом мы завершаем публикацию «Летописи рязанской прессы». Мы не претендуем на то, что наша информация носит исчерпывающий характер. Это лишь заявка на глубокое изучение истории печатной прессы Рязанской губернии и области в ХХ веке. Надеемся привлечь внимание читателей к этой теме.


Самое читаемое