Презентация Стратегии промышленного развития области прошла в цехах фабрики «Рязаньвест»

№16 (5921) от 10 марта 2021

Представлена Стратегия развития промышленности региона до 2030 года

На прошлой неделе в Рязани состоялось без преувеличения событие регионального масштаба. Была представлена первая региональная Стратегия развития промышленности, разработанная по поручению главы региона. К работе над ее созданием были привлечены представители промышленного бизнеса, органов исполнительной власти и государственных институтов развития области. Губернатор Николай Любимов лично представил проект на площадке одного из бывших производственных цехов обувной фабрики «Рязаньвест».

Скрытые ресурсы

Проектная работа по формированию Стратегии развития промышленности, рассчитанной до 2030 года, была начата осенью прошлого года. В ней участвовали руководители предприятий, сотрудники профильных министерств и ведомств, представители институтов развития и поддержки бизнеса Рязанской области. Работу по координации проекта глава региона возложил на Агентство развития производственных систем компетенций. По словам губернатора, Стратегия стала первым в своем роде отраслевым документом, где подробно сформулированы основные цели и задачи, приоритеты промышленной политики, ожидаемые результаты; детально определены ресурсы и механизмы работы по каждому направлению, а также их исполнители. Николай Любимов подчеркнул, что предстоит комплексная совместная работа власти, институтов развития и бизнеса по реализации положений стратегии, результаты которой позволят улучшить не только социально-экономическое положение региона, но и качественно повысит уровень жизни каждого рязанца.
– Какое направление работы в наших зонах ответственности мы бы сейчас ни взяли, везде есть огромный потенциал для улучшений. По самым скромным подсчетам это 30-40 процентов. А потенциал по своей сути – это скрытые, еще не задействованные ресурсы, упущенные возможности и выгоды, недоработки, которые предстоит ликвидировать, – сказал Николай Любимов.
Глава региона напомнил, что каждый на своем месте работает на достижение единой цели – повышение качества жизни. «От наших усилий, направленных на полноценное использование всех имеющихся ресурсов, зависит увеличение налоговой базы. Возникновение реальных, обеспеченных возможностей повышать уровень доходов населения, строить новые дороги и школы, разбивать парки и скверы, жить в достойных условиях. И это – наша общая зона ответственности», – заявил он.

Министр промышленности и экономического развития Рязанской области Андрей Ворфоломеев прокомментировал как основные текущие параметры, с которыми регион входит в работу по промышленной трансформации, так и «точки роста». Так, он уточнил, что в прошлом году объем промышленного производства превысил 374 млрд рублей. При этом индекс промышленного производства составил 106,3%, в том числе в обрабатывающих производствах– 107,1%, что значительно выше среднероссийских показателей.
– Мы продолжим создавать условия для увеличения объема выпуска конкурентоспособной продукции, поддерживать высокопроизводительные, экспортно-ориентированные организации, развивающиеся на основе современных технологий и обеспеченные квалифицированными кадрами. Это и есть ориентиры Стратегии, – заявил Андрей Ворфоломеев.

Цифровизация промышленности

Одним из базовых направлений работы по реализации Стратегии является повышение производительности труда на предприятиях. Предполагается дальнейшее расширение числа участников одноименного нацпроекта и регионального проекта «Производительность труда на малых и средних предприятиях». Много предложений от бизнеса вошли в Стратегию по организации дополнительных мер реальной поддержки таких предприятий. В частности, будут созданы базы данных лучших практик и эталонных образцов, чтобы тиражировать их на предприятиях было проще. За счет государственной поддержки федерального и регионального уровня будут продолжены программы по техперевооружению и автоматизации процессов.
Самой острой проблемой, которую испытывает сегодня большинство промышленных предприятий, является кадровое обеспечение. В качестве ориентира в работе по этому направлению стратегия предполагает опору на профессии и компетенции, по прогнозам востребованными в долгосрочной перспективе будут, например, IT-специалисты. На практике упор будет сделан на выстраивание тесного взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями и разработке новых инструментов для привлечения кадров. Для этого будет создана сеть физико-математических школ при участии ведущих вузов и промышленных предприятий, заинтересованных в инженерных кадрах.
Одной из национальных целей, провозглашенных Президентом, и нашедших свое отражение в стратегии, является цифровизация. На уровне региона предстоит, прежде всего, масштабный анализ цифровой экосистемы промышленных предприятий региона. Это поможет выявить точные потребности, резервы и потенциал развития в этом направлении. Выстраивание производственных и офисных процессов, их оптимизация и повышение эффективности являются первыми шагами на пути к цифровизации предприятий и получению льготных займов по программам «Цифровизация промышленности». Стратегия предполагает поддержку проектов по преобразованию приоритетных отраслей за счет внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений на базе «сквозных» цифровых технологий.
В соответствии со стратегией, регион делает ставку на строительство и реконструкцию промышленной и инновационной инфраструктуры. Сделан уже хороший задел: создана территория опережающего социально-экономического развития «Лесной», открыт технопарк инновационного научно-технологического центра, завершается строительство промышленного парка «Карандаш». Корпорация развития как управляющая компания индустриального парка «Рязанский» готовится к строительству инфраструктуры под конкретных резидентов. Все эти проекты заточены под разработку и освоение выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Развитие технологических инноваций

Внедрение региональных программ поддержки инноваций и развитие инновационной инфраструктуры планируется по сценарию, схожему с поддержкой инвестиционной деятельности. В частности, речь идет о научно-технологическом центре, технопарках, технологических кластерах, центрах коллективного пользования, бизнес-инкубаторах.
Особый приоритет в стратегии – повышение уровня промышленной и экологической безопасности. Чтобы снизить риски возникновения несчастных случаев и аварий на производстве и создать комфортные условия труда, предстоит менять стандарты, разрабатывать отдельные программы. То же касается и экологии. Эти направления – одни из самых затратных. Поэтому, в частности, предстоит создать специальную программу займов Регионального ФРП – «Промышленная безопасность» для эффективного стимулирования промышленного сектора к модернизации с поэтапным снижением класса опасности производств.
В числе стоящих перед регионом задач – расширение кооперационных связей и реализация совместных кластерных проектов. Будет продолжено формирование внутри кластеров заказов комплектующих, ресурсов и продукции по техническим заданиям текущих потребностей в кооперации, продолжится и мониторинг функционирования инфраструктуры поддержки кластеров с целью оказания поддержки региональным объединениям при вхождении в реестр Мин­промторга России.
В стратегии указывается, что увеличение доли высокотехнологичных отраслей напрямую зависит от уровня кластеризации предприятий, качества их взаимодействия с вузами, ссузами, промышленными парками и технопарками. Они станут центрами научно-технологического преобразования промышленности Рязанской области. Предприятия кластеров планируют привлекать в качестве участников и партнеров инновационного научно-технологического центра. Для повышения эффективности кооперационной работы Стратегией предполагается создавать и развивать центры прототипирования для малого и среднего бизнеса. А для предприятий, внедряющих современные технологии, в том числе посредством заключения специальных инвестиционных контрактов 2.0, планируется разработать особые меры поддержки. Повышение уровня локализации производств и импортозамещения так же важно, как и обеспечение права предприятий-участников промышленных кластеров применять инвестиционный налоговый вычет.
Стратегия предусматривает активизацию работы по диверсификации оборонно-промышленного комплекса. Региональные институты под­держки промышленности будут оказывать содействие в проведении экспертного анализа и технико-экономического обоснования источников финансирования проектов диверсификации ОПК.
Отдельный блок в стратегии посвящен ориентирам в работе по привлечению инвестиций, предусматривающей повышение эффективности целевого поиска инвесторов по приоритетным отраслям и формирование так называемых лонг-листов. Для этого будет проведена автоматизация сопровождения инвестпроектов с применением современных цифровых технологий. Продолжится развитие инфраструктуры индустриальных парков, в том числе частных, и на преференциальных территориях. Будут использованы механизмы соглашений о защите и поощрении капиталовложений при реализации крупных инвестиционных проектов, а также планирование опережающего развития социальной инфраструктуры в перспективных «точках роста» региона.

Увеличение объемов экспорта

Одно из центральных мест в стратегии занимает описание механизмов, влияющих на увеличение объемов экспорта. Все они соотносятся с положениями Регионального экспортного стандарта 2.0. Прежде всего речь здесь идет о масштабировании экспортной грамотности сотрудников предприятий, развитии системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности. При этом упоминается необходимость опоры на эффективную систему мониторинга экспорта, организация международных бизнес-миссий, еще более активное использование каналов электронной торговли.
Отдельным пунктом Стратегии описана работа по вовлечению промышленных предприятий в проект «Сделано в России» и продвижению регионального бренда «Сделано в Рязани», который должен отражать не только туристский потенциал нашей области, но и ее производственную и научную идентичность. Единый устойчивый и позитивный бренд региона призван стать дополнительным фактором для успешного привлечения инвестиций и расширения географии продаж. Таким образом, ключевым направлением промышленной политики должно стать повышение уровня узнаваемости Рязанской области как промышленного региона, формирование его устойчивого позиционирования в этой нише.
Помимо этого, среди задач Стратегии провозглашается дальнейшее совершенствование региональной инфраструктуры поддержки промышленных предприятий. «Пока еще не достигнут уровень достаточной информированности бизнеса о мерах поддержки. Предстоит пересмотреть характер работы каждого отдельного института развития с точки зрения повышения степени клиентоориентированности. «Необходима максимальная вовлеченность их персонала в решение поступающих запросов от бизнеса, позиционирование пакета услуг каждого института как части единого блока региональной поддержки», – подчеркнул Андрей Ворфоломеев, ссылаясь на положения Стратегии.
Открывая презентацию Стратегии, губернатор Николай Любимов обратился к руководителям рязанских предприятий с просьбой организовать в своих трудовых коллективах обсуждение тезисов этого документа, особо обратив внимание на те из них, которые затрагивают интересы и зону ближайшего развития предприятия. «Я очень рассчитываю на то, что дорожная карта реализации Стратегии будет подготовлена так же взвешенно и оперативно, как и сам ее текст. И так же широко представлена всем участникам этой работы. Люди должны знать и понимать, куда и почему выстраивается движение, должны стать мотивированными и полноправными участниками общей работы. Реализация Стратегии развития промышленности – это мощный рычаг для повышения качества жизни. Предстоит трансформация устоявшихся паттернов, взглядов и отношения к труду. Тот самый «сдвиг мотива на цель», о котором сегодня говорят бизнес-консультанты и тренеры по развитию», – сказал Николай Любимов.
Стратегия долгосрочного развития промышленности региона до 2030 года доступна для скачивания на сайте АНО «Агентство развития производственных систем и компетенций», которое организовало и возглавило работу по ее созданию. Насколько успешной будет реализация – покажет время. Но уже сейчас стоит отметить, что предприятия, которые активно сотрудничали с институтами поддержки промышленности, созданными в регионе, смогли уверенно пройти сложный период пандемии, при этом расширив и объемы производства, и географию поставок своей продукции.


От первого лица

Александр Жукаев, директор АО «Точинвест»:

– Мы очень много получили благодаря тому, что смогли воспользоваться теми льготами, которые были предоставлены региональным и федеральным правительством. Мы стали крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием.
Мер поддержки очень много, но я как практик могу вам рассказать о том, чем воспользовались конкретно мы. Я бы выделил три группы льгот, которые сегодня являются наиболее актуальными и доступными. Во-первых, это региональный закон о поддержке инвестиционной деятельности. Он предполагает льготное налогообложение и существенно снижает налоги на прибыль и на имущество. В прошлом году мы получили инвестиционный налоговый вычет по этому закону в размере 107 млн рублей. Второе направление, это субсидия льготная на экспортные продукты, предоставляемая предприятию на федеральном уровне, при условии поддержки региональной власти. И третье направление – это льготные займы Фонда развития промышленности Рязанской области.
Я бы хотел отметить, что пандемия внесла определенные коррективы в нашу работу, и это стало определенной проверкой на прочность, которую мы прошли. Я не знаю такого региона, где по отраслевому принципу было сосредоточено столько институтов поддержки бизнеса, как в Рязанской области. В сложный период пандемии мы не были брошены, региональные власти оказывали нам максимальную помощь и поддержку.

Сергей Воробьев, финансовый директор компании «Рельеф-центр»:

– На своем примере мы показываем, как российские компании могут успешно развиваться с использованием региональных и федеральных мер поддержки. Нашей компании уже более 20 лет, и мы являемся лидерами дистрибьюции канцелярских товаров на территории России. Мы работаем с 15000 партнеров в 83 регионах Российской Федерации. 10 лет назад мы поняли, что продажа сторонних брендов не дает нам возможности успешно конкурировать на рынках и нам необходимо что-то менять в своей стратегии. И мы начали создавать первые бренды и стали сами производить канцелярскую продукцию.
В 2019 году мы начали значимый для России проект по производству мела, который стал крупнейшим резидентом ТОСЭР «Лесной» и пользуется широким перечнем налоговых льгот. Мы не останавливаемся на достигнутом, и, благодаря поддержке регионального правительства, в этом году мы приступили к реализации еще одного амбициозного проекта – созданию в Шиловском районе крупного предприятия по производству карандашей.
Со своей стороны, мы видим, что на российском рынке есть большие ниши, в которых есть возможности для импортозамещения. Они имеют большой платежеспособный спрос, позволяющий реализовать возможности наших промышленных предприятий. С другой стороны, есть большой экспортный потенциал, который дает нам возможность поставлять свою продукцию в 15 стран мира. Существенную помощь в нашем развитии в этих направлениях сегодня оказывают меры поддержки регионального правительства, благодаря которым мы получили налоговые льготы и кредиты с льготными процентными ставками.


Александр Джафаров
Фото Александра Королева

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое