№61 (5865) от 12 августа 2020

Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина занял четвертое место среди российских технических вузов в рейтинге «Национальное признание»

Отличительная особенность рейтинга «Национальное признание» – оценка вуза российским профессиональным сообществом (в нашей стране это более полумиллиона человек) научных, инновационных и научно-практических достижений, являющаяся универсальным критерием качества высшего образования. Результаты рейтинга опубликованы на портале univer.expert. Главный принцип – оценка вуза через его профессорско-преподавательский состав.

Рейтинг содержит как общий список вузов, так и оценки вузов в зависимости от профиля их деятельности. Первое место в списке технических университетов ожидаемо занял МГТУ им. Баумана. Второе место досталось Санкт-Петербургскому политеху, на третьем месте Томский политехнический университет, на четвертом – Рязанский радиотехнический, а на пятом – национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». В общем рейтинге российских ВУЗов без учета их специализации, включающем и классические университеты, первое и второе места занимают МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет, а Рязанский радиоуниверситет оказался на 17-м месте. О том, как удалось достичь такого высокого результата и каковы перспективы дальнейшего развития мы беседуем с ректором РГРТУ Михаилом Чиркиным.

Р.В. – Расскажите, как составляется рейтинг «Национальное признание»? В чем его отличие от других?

М.Ч. – Особенностью его, в отличие от прочих, является то, что оценивают ВУЗ по степени эффективности работы профессоров и преподавателей. Составляют рейтинг независимые профессионалы из других образовательных организаций. Во главу угла ставятся такие показатели как известность в профессиональном академическом сообществе сотрудников вуза, то, насколько активны они в исследованиях, актуальность научных тем, которыми занимаются кандидаты и док­тора наук.
Рейтинг этот не учитывает такие показатели как количество студентов, финансирование, площади аудиторий и лабораторий, средний балл ЕГЭ первокурсников, зачисленных в университет. Для авторов методики имеют значение только те показатели, которые прямо влияют на уровень подготовки студентов, будущих профессионалов. Конечно, ни один рейтинг не может отразить качество образования в полной мере, однако в данном случае использован оригинальный подход. Например, средний балл по ЕГЭ у абитуриентов. Допустим, какой-то вуз зачисляет на первый курс не самых лучших абитуриентов, однако на выходе получаются выпуск­ники, которые широко востребованы по стране, их приглашают на передовые предприятия, в армию и другие силовые структуры (тех, кто обучался в военном учебном центре), им открыты широкие возможности для профессионального роста. Как можно оценить такой вуз? Явно выше, по сравнению с университетом, который принимает самых сильных «стобальников», а выпускает, скажем так, не самых лучших в профессии. Так что оценка по «среднему показателю» не всегда корректна. Здесь и полезны результаты альтернативных исследований, одним из которых является рейтинг «Национальное признание».

Р.В. – Что делает радиотехнический университет, чтобы соответствовать занимаемой высокой позиции?

М.Ч. – У нас очень интенсивная научная деятельность. Мы участвуем в целом ряде исследовательских работ. Благодаря этому наш вуз широко известен в стране. Изобретательская активность тоже на высоком уровне. За прошлый год за нами было зарегистрировано 39 патентов на изобретения и полезные модели. А в «Бауманке» за тот же период был 61 патент. Если принять во внимание численность работающих, количество студентов, статус и объем финансирования РГРТУ и МГТУ им. Баумана, то многое встанет на свои места. Мы добились сопоставимого результата при меньшем ресурсе. Московский институт электронной техники дал 25 патентов, а МГУ – 85. Если посмотреть на количест­во патентов за 5 последних лет, то в среднем соотношение такое же. В Рязанской области по результатам интеллектуальной деятельности мы традиционно занимаем первое место. Известно, что главный показатель качества – удельные цифры, то есть, сколько пользы приносит вуз на одного сотрудника, на один рубль вложенных средств. Здесь мы заслуженно занимаем лидирующие позиции в стране.
Наши студенты и преподаватели представляют Россию на международных конференциях. Даже в период самоизоляции в цифровом формате мы трудились со всем возможным напряжением. Постоянно повышаем количество статей, которые выходят в международных научных журналах. Это формирует имидж университета в международном профессиональном сообществе.

Р.В. – Как конкретно это отражается на качестве подготовки будущих инженеров и ученых?

М.Ч. – Очень важное значение для студента имеет то, со сколькими высоко­классными профессионалами он непосредственно общается в процессе обучения. Причем это должны быть «зубры», владеющие своим предметом на очень высоком именно практическом уровне. Такое общение дает колоссальный импульс для расширения знаний, стимул к самостоятельной работе, ясное понимание направления специализации многое другое. Если таких случаев взаимодействия было в течение учебы 5-7, то это считается очень хорошим показателем, и РГРТУ в процессе обучения по большинству образовательных программ обеспечивает такое взаимодействие.
В результате наши выпускники востребованы на таких предприятиях как «КБ машиностроения» в Коломне, или научно-производственное предприятие «Исток» во Фрязино, которое является флагманом создания новой электроники в стране. Все это громкие названия в профессиональной среде. Но еще сотни предприятий, фирм, НИИ и конструкторских бюро буквально выстраиваются в очередь за нашими молодыми инженерами.
Военно-учебный центр тоже вносит свой вклад. Здесь мы готовим кадровых офицеров для службы в армии, а также офицеров и солдат запаса. В результате всех этих наработок, к нам приезжают поступать не только из соседних регионов, но и вообще со всей страны, – от Ленинградской области до Чукотки и от Мурманска до Республики Дагестан.

Р.В. – Какие свои собственные оригинальные наработки применяет вуз в педагогической деятельности?

М.Ч. – Мы применяем массу своих новаций, например, выпустили в этом году целый ряд учебников для высшей школы, пользуемся возможностями, которые предоставляют нам программы Минобрнауки РФ. Работаем в тесном контакте с ведущими вузами страны, в частности, с Национальным ядерным исследовательским университетом «МИФИ», мы стали победителями конкурса Минобрнауки РФ на разработку передовых инновационных образовательных программ. В 2020 году впервые осуществляем набор на программу обучения «радиофотоника», разработанную совместными усилиями. По данной программе мы будем готовить специалистов, способных проектировать системы приема-передачи информации, радиоэлектронной борьбы и работать в других смежных сферах.
Радиофотоника – крайне перспективное научно-техническое направление. В таких системах в качестве носителя информации используется оптическое излучение, промодулированное колебаниями микроволнового диапазона, что повышает скорость передачи данных, гибкость каналов связи и обеспечивает целый ряд новых интересных возможностей.
Высокий статус взаимодействия с лучшими вузами страны, к которым, безусловно, относится МИФИ, очень хорошо мотивирует студентов к учебе. Они ясно видят отличные перспективы в том, чтобы получить качественное образование и уверенно себя чувствовать на рынке труда.
Мы обладаем лицензией, позволяющей реализовать значительное число образовательных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, связанных с радиотехникой, электроникой, сегментом IT, а также экономикой и управлением на предприятии.
Одним из наиболее популярных сегодня направлений подготовки является робототехника. Наша группа, которая занимается исследованиями в области экстремальной робототехники, широко известна в Европе, в частности, в Австрии и Германии.
Кафедра космических технологий – одно из ведущих наших учебно-научных подразделений. Ее возглавляет проректор по научной работе и инновациям Сергей Гусев. Они обладают очень серьезной техникой для разработки бортовых и наземных устройств и систем формирования, передачи и обработки информации, создания малых космических аппаратов формата «кубсат». Это будущее орбитальной электроники.

Р.В. – Насколько сложно человеку, мечтающему стать инженером-разработчиком или ученым-исследователем, поступить в ваш университет?

М.Ч. – Сказать заранее, каким будет проходной балл не может никто. Так работает система. На бюджетное обучение очной формы мы набираем в этом году 756 человек. Прием документов активно продолжается, последняя возможность подать заявление будет 18 августа. Интерес у абитуриентов отмечается сильный.
В следующем году Минобрнауки РФ позволило нам расширить бюджетный набор до 880 мест на очном отделении, а на заочном до 100. И это без учета магистратуры. Мы настроены и дальше развиваться количественно и качественно, поскольку всем очевидно – страна остро нуждается в высокопрофессиональных технических кадрах, а молодежь – в стабильности и перспективах.

Дмитрий Осинин (фото)
Михаил Скрипников (текст)