Людмила Мертешова в стилизованном народном костюме собственной работы

№25 (5930) от 9 апреля 2021

Его создает и проводит «модные показы из прошлого» Людмила Мертешова

Каждый из нас хоть раз видел показ мод. Сейчас дизайнеры придумывают самые изощренные решения, вплоть до того, чтобы выпустить моделей в пшеничное поле или заводской цех. Продуманная концепция работает на то, чтобы показать варианты фасонов и цветовых сочетаний и задать тренды, которые будут успешно продаваться… ровно до очередного витка истории моды. В этом смысле дизайнерам костюмов в народном стиле нечего бояться и некуда торопиться: их творения актуальны всегда, а в последнее время обретают все большую популярность. А чтобы вдохновиться модой, которая не имеет срока годности, но заряжает энергией, стоит отправиться на выставку в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.
Автор экспозиции «Неповторимый мир народного костюма» – старший научный сотрудник Желанновского краеведческого музея Шацкого района Людмила Мертешова. Мастерица делает точные копии нарядов вековой давности… для кукол. Удобный размер позволяет за несколько недель «воссоздать» костюм русской красавицы из той или иной губернии России XIX – начала XX вв. Каждый наряд показывает особенности уклада жизни в разных уголках страны и житейскую мудрость наших предков. К примеру, в северных районах добавляли к костюму душегреи и предпочитали цельнокроеные сарафаны, что делало наряды теплее. А южане, в том числе в Рязанской губернии, использовали богато украшенные комплекты с поневой (шерстяной юбкой) и высокие яркие головные уборы. Все это показано в деталях, что говорит о высоком уровне мастерства.
– Я занимаюсь рукоделием давно, – признается Людмила Ивановна. – Больше 15 лет назад вела кружок «Умелые руки» при краеведческом музее, где мы с ребятами делали глиняные игрушки. Я плела из бисера, лепила фигурки из теста… А когда к нам привезли выставку «Русский традиционный костюм Рязанской и Тамбовской губерний» и приехал в гости собиратель костюма Сергей Глебушкин, мне захотелось самой сделать мини-копии таких нарядов.
Вариант с куклами показался мастерице удобным: так легче прикидывать масштабы и шить. Первыми моделями стали куклы дочери, а материалы брались из собственных запасов. В работе Людмила Ивановна ориентируется на альбом с фотографиями и описаниями костюмов из коллекции Сергея Глебушкина, который автор лично подарил музею.
– Стараюсь воспроизвести все в деталях, – делится собеседница. – Многих материалов, которые были в ходу сто лет назад, уже нет! Приходится выкручиваться: подбирать похожие тесемки, нити и бисер, вышивать детали костюма, ориентируясь на фотографии… А чтобы реконструировать, например, юбку-андарак, которая была распространена у нас в Шацком районе, пришлось застрачивать ткань разноцветными полосами.
От разнообразия фасонов и материалов коллекции захватывает дух. Бисер, ленты, позолота, лебяжий пух, рогатые кики и величественные сороки, шушки и душегреи, поневы и сарафаны… И во всем этом блистали наши прапрабабушки! У самой Людмилы Ивановны, создавшей уже десятки кукол в народных костюмах, любимый тип русского праздничного наряда – сарафанный комплекс. Гордость ее гардероба – собственноручно сшитый народный костюм со стилизованным сарафаном, рубахой и головным убором-сорокой, богато украшенной бисером. Этот комплект шился для выступления на международном фестивале «Интермузей», куда делегация Желанновского краеведческого музея ездила в 2010–2012 годах. Рязанские красавицы и рукодельницы запомнились многим! А найти свой излюбленный образ рязанской мадонны можно будет на выставке до 20 мая.

Татьяна Кармашова
Фото автора и из личного архива Людмилы Мертешовой