№39 (6243) от 29 мая 2024
Прогноз будущего в целом, а не только по конкретным отраслям, обычно гораздо более точен, поскольку учитывает множество факторов, которые могут упустить узкие специалисты. К примеру, когда в конце XIX века жителей столицы Великобритании спрашивали, как, по их мнению, город будет выглядеть через сто лет, доминировал ответ в стиле: «Лондон будет завален навозом до второго этажа». Это явный пример ненаучного подхода к прогнозированию будущего. А футурология – это наука, которая призвана проанализировать все доступные данные, в том числе самые неявные, чтобы понять, куда мы, собственно, как человечество, идём. Отсюда и её главный прин-цип – внезапность выводов. Чем сильнее нетривиальность прогноза, тем ближе он к реальности.
Но вернёмся к навозу. Недавно мне в руки попался любопытный учебник. Он для вузов, но особых. Это настольная книга курсанта Николаевского кавалерийского училища образца 1884 года. Читается на одном дыхании. Столько ценных практических данных по тому, как использовать лошадь грамотно, наверное, нельзя найти больше нигде. И вот почему. В те времена на этих животных делалась главная ставка в военных действиях, поскольку артиллерия была допотопной, а авиации вообще не существовало (и десантникам не с чего было прыгать). Так что книге можно доверять. Это выстраданная веками квинтэссенция именно боевого опыта кавалерии. В ней изложены тактико-технические характеристики по всем породам лошадей, нормы работы под седлом в военное и мирное время, методы кормления и прочее. Оставим пока и эту информацию и перейдём к современности.
Лошадь – это в первую очередь транспорт. Сравним его с современным. И вот тут нас подстерегает первая неочевидная вещь. Средняя цена нового автомобиля семейного класса сейчас около 3 миллионов руб. Стоимость обслуживания тоже значительная. Среднесуточный расход в 10 литров – около 500 рублей. Ремонт только рулевой системы может потянуть на 50 тысяч. А ещё помним про ремонт подвески и ходовой, регулировку двигателя, масло, фильтры, насосы, датчики, свечи, автосервис, ведь в гаражах, как в 90-е, ремонтироваться за пол-литра уже не принято. Возникает мысль о лошади.
Поднимаем самые затратные её характеристики из того самого учебника, который писали офицеры-практики. Больше всех весит, работает и ест кирасирская лошадь. Её вес – 600 килограммов. При военных нагрузках, впечатление о которых можно получить по фильмам Бондарчука-старшего, такая лошадь требует в день всего 5,5 кило овса, 4 кило сена, 1,5 кило соломы и 25 литров воды. Ещё нужно седло. Наименее травматичным для лошади и дружественным для человека считается казачье. Оно с подушкой и не предполагает использования шпор. Средняя цена – 25 тысяч рублей вместе со стременами и сбруей. А сколько стоит сама лошадь? Породистая арабская на аукционе в Саудовской Аравии недавно ушла за 200 млн долларов. Прогрессивные люди вместо аукционов предпочитают секонд-хенд. Через интернет можно найти выкуп лошадей с бойни. Среди них попадаются приличные и здоровые экземпляры. Цена от 20 до 100 тысяч, причём рублей. Собираем комплект и помним, что от нашей лошади вряд ли потребуется гонять в путешествия за тысячи верст со скоростью 120 км/ч. Обычный путь частного транспорта исчерпывается городской агломерацией и преодолевается с небольшими скоростями на перегруженных дорогах. Получается в десятки (!) раз дешевле автомобиля. И это без учёта пользы для здоровья от верховой езды.
Вот вам и неочевидное будущее, к которому мы уверенно движемся. И оно, надо сказать, намного эстетичнее загазованных улиц и вечных пробок. А с навозом разберёмся.