Анастасия Романовна Харламова, учитель физики и математики

№74 (6178) от 29 сентября 2023

Параграф 1.
Больше, чем школа

Она не входит в рейтинг 10 лучших школ Рязанской области. Она незаметна на фоне «активных федеральных и региональных инновационных площадок, гимназий и лицеев, авторских школ и победителей различных рейтингов». Обучаются в ней 80 человек и 13 в дошкольной группе из сел Голдино, в котором она находится, и Малинки. Педагогический коллектив – 14 работников. За последние пять лет в школу пришли молодые педагоги. Коллектив существенно обновился. У трех педагогов стаж до пяти лет.

Параграф 2.
Зеркало для директора

В руководителе, как в зеркале, отражаются все проблемы сельской школы. Игорь Александрович Морозов работает здесь директором с 2011 года. И не говорите, что мужчин в школах, особенно сельских, нет. В трёх средних школах района два директора – мужчины.
Он свой среди своих. «Началку» окончил в 53-й железнодорожной школе, потом школу №1 г. Михайлова в 1991 году. Выбор был неизбежен. В родне много педагогов из поколения в поколение. Поступил в Рязанский педагогический институт, а окончил уже университет. Хотел стать историком, но в вузе была история и английский язык, а он учил немецкий. Поэтому пошел на факультет географии и биологии. Несколько лет работал в Печерниковской школе, 5 лет в районном управлении образования.
И началась директорская карьера. Успешно пережил два крупных ремонта в двух сельских школах, на которые отводилось два месяца. Говорит: «Я больше хозяйственник, но в душе все 27 лет учитель». И сегодня ведёт уроки. Нравится заниматься с теми, кто хочет получить знания.
Директорский кабинет в типовом двухэтажном здании ничем особенным не отличается: кубки, глобус, на стене картина с пейзажем…
Но есть одна эксклюзивная вещь: зеркало с серебряным наполнителем, которому 150 лет. Его привезли из школы в Малинках, их тогдашнего филиала. Была там ещё кованая лестница, но ее не заберёшь. Так и осталась в бывшей богадельне, которую в XIX веке открыла вместе со школой помещица Евфросинья Киселева. Сначала зеркало стояло в раздевалке, а потом директор забрал его к себе, раритет все-таки. Его даже ни разу не реставрировали, только лаком покрыли, и на раме можно заметить какие-то выцарапанные слова. Одна учительница сказала мне, что боится в него смотреться, вдруг там чья-то тень. Но директора это не пугает. У него другие заботы.
О чем болит голова у директора? Вал отчетности и бумажной работы очень сильно бьёт по рукам, для всех ли учащихся необходимы ЕГЭ и ОГЭ, как удержать учительницу, у которой, кроме школы, ни семьи, ни живности, а она собралась на пенсию, сможет ли очередной программист подключить новое оборудование, с которым не удается справиться, как объяснить родительнице, что «ну пусть девочка ещё годик у вас посидит» неприемлемо. Или такая забота. Один учебник обходится школе от 600 до 800 рублей. В марте закупили учебники истории, а с 1 сентября требуется уже новейший учебник истории под редакцией Мединского и Торкунова. И надо закупать заново.
Но это его служба. Двадцать два года руководящего опыта, совместная работа с коллективом, поддержка, а ещё постоянное стремление развиваться, идти в ногу со временем. Ещё в 2014 году после окончания курсов повышения квалификации в Твери, где его группа делала проект по Голдинской школе и заняла 2 место, он поехал на стажировку в Финляндию.
Образовательная система там лучшая в Европе, а может быть, даже в мире. Она построена по советской модели образования после выхода из войны в 1944 году. Самые привилегированные профессии – врачи, защитники, на 3 месте – учителя. Как и везде, конечно, есть свои плюсы и минусы. Но педагогов там выбирают из 7-8 кандидатов, по конкурсу. Этим все сказано.
«В нашей стране сегодня необходимо поднимать престиж педагога, – говорит Морозов (впрочем, так говорят все, кто связан и не связан с образованием). – Если в ближайшие три-четыре года этот вопрос не решить, в Михайловском районе останутся 3 средние школы, остальные станут филиалами или пойдут под закрытие. Количество выбывающих педагогов сегодня в три–четыре раза превышает количество приходящих в школу. Хотя государство очень много средств вкладывает в оборудование, реконструкцию, цифровое оснащение школ, совершенствование преподавания, но остается проблема кадров».
Игорь Александрович год искал учителя начальных классов. Договорился с ООО «Малинки», чтобы выделили жилье. Но пока не нашел.

Параграф 3.
Здесь учится Дантес

А еще эта школа многонациональная. Здесь чернобыльская зона со всеми льготами и выплатами, что привлекает диаспоры. Треть ребят цыганской национальности, а еще узбекской, таджикской. Камиллы, Снежаны, Миланы – популярные имена, есть даже Дантес Федорович. И педагоги должны со всеми находить общий язык, обучать русскому языку, культуре, учитывать особенности воспитания.
В селе все друг друга знают. Родители работают в социальной сфере, в Михайлове, в Подмосковье вахтовым методом, в близлежащих хозяйствах. И не всегда уделяют внимание детям. А их тоже надо включать в процесс.

Параграф 4.
Первый человек на деревне. Учитель готовит будущее

«Мы были первые в регионе, кто в 2020 году принял участие в программе «Земский учитель». С Еленой Геннадьевной Чикиной, математиком, заключен договор на пять лет. Она получила миллион рублей по этой программе, ежемесячную доплату 5000 рублей и одноразовую выплату 50000 от муниципалитета», – рассказывает Игорь Александрович.
Интересная деталь. Сегодня мы в СМИ называем по имени, без отчества, очень уважаемых людей. А вот учителя, даже совсем молодого, по отчеству. Это особый знак.
Любовь Михайловна Илюшкина, учитель биологии, проработала в школе 45 лет, с того дня, как ее распределили сюда после окончания Ногинского педагогического училища. Тогда была ещё восьмилетка. Любовь Михайловна не местная, но совхоз дал квартиру, появилась семья.
– Что главное в нашей профессии? Я родилась с этим. Папа мне, ещё маленькой девочке, сделал указку, я играла в школу и всех домашних учила. Иду в школу – как домой. Главное – общение с детьми. Я от них заряжаюсь. Дети у нас хорошие, и к нам они тоже с душой, чтобы мы их понимали.
А вот у Софии Викторовны Ожерельевой, учителя русского языка и литературы, день, когда я туда приехала, был всего третьим в школе. Учится заочно на 4 курсе государственного гуманитарного технологического университета, бывшего педагогического. Она первый педагог в семье. Вместе с сестрой-близняшкой были активистами детской общественной организации «Лист», участвовали в сборах, занимались наставничеством.
«Пока осваиваюсь в школе. Меня одна девочка вчера спросила, почему приставка перед корнем, а суффикс после. Я задумалась. Вопрос логичный, почему они не поменялись местами? Хотя ответ понятный. Детские вопросы, они хоть и простые, но сразу не ответишь».
Стоит добавить, что молодому педагогу, вернее, всей её семье, живущей в Михайлове, компенсируется оплата коммунальных услуг: газ, свет, уборка мусора…
Преподаватель математики Анастасия Романовна Харламова – местная жительница, училась в этих стенах. А сейчас в магистратуре РГУ по целевому направлению.
Надежда Анатольевна Якунина преподает историю в школе 19 лет. Педагогический стаж 40 лет. Пришла, окончив Спасское педагогическое училище, в Завидовскую сельскую школу по распределению в 1984 году. Признается, первое время была в шоке. Всё, как в семье: старшие заботятся о младших, учитель истории к празднику готовит представление, используя цитаты из произведений Шекспира… Она со своими ребятами ходила в походы, в лес на лыжах. У кого-то лыжи ломались, и они с трудом выбирались. Родители волновались, целое событие – возвращение домой. Но это были её первые ученики и первые эмоции, запомнившиеся на всю жизнь.

Параграф 5.
Плюс минус – это не только в математике

Маленькая сельская школа… Уже новое здание, построенное в 1986 году, уже есть горячая вода, отопление, висят современные стенды и экспозиции и стоят компьютеры, а на столе директора ждёт своего часа потерянный кем-то из ребят сотовый телефон. Но почти все окна деревянные, а не пластиковые. И в коридоре большая кадка с китайской розой, цветущей круглый год, как символ уюта в домах наших бабушек.
Сельская школа – это и дом, и клуб, и ориентир в выборе профессии, и советчик, и помощник в сложных ситуациях… Она проводник во взрослую жизнь. И, как сказал Морозов, готовит будущее. Её можно назвать очагом культуры в селе, здесь проводится много различных мероприятий, праздников. А домашняя атмосфера в школе помогает детям легче учиться.
В сельской местности, говорят голдинские педагоги, дети добрее и сплочённее, они более дисциплинированные и воспитанные. Большинство родителей знают учителей и относятся к ним доброжелательнее, чем в городе. Единичные случаи, когда родители говорят преподавателям: «Вы нам обязаны». А учителя в курсе всего, что происходит в семьях их учеников, особенно тех, кто в группе риска.
Ребята здесь с детства приучены к труду, активно работают на учебно-опытном участке. В этом году посаженный ими к 75-летию Победы яблоневый сад дал первые плоды.
Государство повернулось лицом к сельским школам. В Голдинской для всех учеников организовано бесплатное питание, в том числе горячее, бесплатные учебники, компьютеры и ноутбуки, обновляется материально-техническая база, поступило современное цифровое оборудование по программе «Цифровая образовательная среда», на базе школы год назад начал работу Центр образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», работают детские общественные организации. Школа участвует в различных проектах и конкурсах, областных и федеральных программах. И за помощью есть к кому обратиться. Так что стереотип «сельская школа – бедная школа» – это не про них.

Параграф 6.
Выучить наизусть

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (Антон Чехов).

Нина Лисина
Михайловский район

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое