Ярким примером того, как мог бы выглядеть областной центр, если бы к транспорту относились рационально, стало движение по Первомайскому проспекту в период ремонта теплосетей. Для общественного транспорта выделили полосу, а более никаких автомобилей, кроме редких нарушителей, там не проходило.

Улица тут же преобразилась, стала эстетичнее, исчез смог и вонь от недогоревших компонентов топлива. С безопасностью тоже порядок. Общественным транспортом теперь стало гораздо быстрее добираться до нужной точки. Это образ, хочется верить, города будущего, где наконец поняли, как следует применять машины таким образом, чтобы они не вредили, а действительно решали проблемы.
Чем отличается автолюбитель от профессионального водителя, который каждый день ездит за рулем по много часов, а перед этим проходит обязательную ежедневную медицинскую экспертизу на допуск к управлению транспортным средством? Да практически всем! На мой взгляд, эпоха автолюбительства, начатая ровно сто лет назад с появлением массовых и очень дешевых автомобилей «Форд модель Т», завершена. Статистика такова, что за весь этот период по всему миру из-за недостаточной квалификации водителей-любителей погибли миллионы людей. А выгода от владения автомобилем крайне неочевидна. Рассматривать это четырехколесное изделие в качестве домашней утвари нельзя, поскольку даже юридически автомобиль проходит как «источник повышенной опасности для окружающих». А уж о том, какой процент водителей, находящихся за рулем под воздействием алкоголя и наркотиков, «вылавливается» госинспекторами, всем известно.
Во всем мире есть примеры того, как можно жить, держа автомобильную промышленность «в узде», позволяя ей выпускать столько машин и таких разновидностей, сколько необходимо и не более. Дальше всех в этом вопросе продвинулись в Нидерландах. Там практически все и всегда передвигаются на велосипедах, веломобилях и прочих средствах передвижения, приводимых в движение мускульной силой. Частных авто в стране практически нет. Общественный транспорт отлажен так, что позволяет добраться куда угодно. На крайний случай есть такси.
В России ситуация хоть и иная, но похожая. Главным фактором сохранения автопарка является не столько просвещенный выбор в пользу заботы об экологии и собственном здоровье, сколько простой калькулятор, который показывает, как автомобиль буквально «раздевает» и «пускает по миру» своего владельца, включая даже обеспеченных граждан. Часто доводится видеть, что очень дорогое авто, припаркованное в неположенном месте, имеет интересный штрих: часть номера прикрыта бумагой, чтобы нельзя было выписать штраф по фото. Значит, и состоятельные автовладельцы умеют хорошо считать деньги и экономят даже такие, по меркам их доходов, «копейки». А вот месячная эксплуатация личного автомобиля, особенно в последнее время, действительно вещь затратная. К тому же, авто стареют стремительно, современные модели не удается спасать сваркой сколько-нибудь долго, остается их просто утилизировать.
Быть может, есть возможность переосмыслить отношение к «железным коням», осознать, как следует пользоваться этим средством передвижения, не превращаясь в «добычу» автомобилизации?


Самое читаемое