Когда-то рязанец Дмитрий Рябчиков окончил агротехнологический университет, став инженером автомобильного хозяйства. Параллельно с обучением он подрабатывал в автобусном парке, осваивая знания не только в теории, но и на практике. Сегодня бизнесмен-новатор делает всё возможное, чтобы поддержать молодые кадры вуза, предлагая будущим инженерам стажировку и последующее трудоустройство в своей ИТ компании, специализирующейся на научно-исследовательской работе в области транспортного планирования.
По советским книжкам
В автобусный парк на практику Дмитрий попал после 3 курса и остался там в качестве помощника диспетчера на два года, совмещая учебу в вузе и вторую смену на работе. А потом ещё на три года, но уже в должности начальника службы эксплуатации.
– Попробовал всё – выпускал по сто машин в день на линию, составлял графики расписания и таблицы расстояния. Ни о каких компьютерах тогда речи не было, все писали от руки на бумаге. Работали по стандартам 1981 года, не особо ещё понимая, что транспортное планирование – это целая наука, – вспоминает Дмитрий.
Но судьба словно специально подталкивала молодого специалиста к будущему выбору. После автопарка его ждала работа сначала на автовокзале, а потом в частной фирме перевозчиков. Затем – должность начальника отдела транспорта и связи в горадминистрации.
– Все эти жёлтые маршрутки, а их было 1390, вместе с автобусным и троллейбусными парками оказались в моем ведении. А мне 29 лет, представляете? Но голову это не вскружило, как и не испугало: на тот момент я уже поработал во многих транспортных организациях и не по книгам, а по опыту знал их работу изнутри. Это лишь дало хороший толчок на будущее для поиска решений по планированию транспортных потоков.
По новым стандартам
Когда в 2015-м вышел федеральный закон об организации регулярных перевозок пассажиров, Дмитрий Рябчиков уже успел сменить должность замдиректора троллейбусного парка на начальника управления транспорта в городе. А затем перешёл на организацию движения в Рязанском районе. К этому моменту молодой специалист вплотную подошел к освоению научных азов построения транспортных моделей. А тут и ещё один федеральный закон подоспел, об организации дорожного движения.
– Благодаря вышедшему тогда немецкому софту у нас появилась возможность моделировать улично-дорожные сети, изучать потоки, настраивать светофоры. Эта транспортная модель позволила не методом проб и ошибок улучшать движение, а с помощью специального инструмента – транспортной модели.
Модель, правда, не всегда была точна: правила дорожные, как известно, созданы для всех, но вот соблюдают их порой только единицы. А потому возникла необходимость появления в штате любого дорожного управления опытного моделиста, способного изучить созданную сторонней организацией документацию и внести свои коррективы.
Далее возникла новая задача: для любой разрабатываемой модели необходимы были «живые», а не статистические числовые показатели. Сколько машин и в каком направлении едут? Как меняются запросы пассажиров в зависимости от времени суток и даже времени года? Насколько значительным станет через месяц или полгода рост автомобилизации? И ещё множество вопросов, ответы на которые смогли бы дать точный ответ, как выстроить в городе, районе и на отдельном перекрестке логистику движения транспорта и людей.
– Вот мы и предложили услуги по замерам интенсивности транспортных потоков, – рассказывает Дмитрий. Сначала работали как ИП, а в 2020-м открыли ИТ компанию «Фикстрафик». За это время побывали в Иркутске, Томске, Омске, Биробиджане, Архангельске, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Новосибирске. И про свой родной город не забыли. В 2022 и 2023-м выступили соисполнителями у московской компании, выполняя транспортные замеры в рамках разработки документов транспортного планирования. В том числе работали и на Первомайке. Именно мы предложили выделить отдельную полосу для общественного транспорта на период ремонтных работ по замене теплотрассы. Впоследствии горадминистрация, посмотрев на результат работы выделенной полосы, приняла решение оставить её на постоянной основе. И не прогадали: движение на основной улице города стало комфортнее, безопаснее и быстрее.
Научная работа и наставничество
Все время, что Дмитрий Рябчиков был связан с работой в транспортной сфере, он оставался верен родному вузу и не терял с ним связи. Закончил в РГАТУ магистратуру, аспирантуру, защитил кандидатскую, преподавал и продолжает преподавать транспортные премудрости нынешней молодёжи, возглавляет вузовское управление инновационной деятельности. И вспоминая собственный опыт становления, делает всё возможное, чтобы молодые талантливые студенты могли параллельно развиваться как в профессиональной сфере, так и в научной. Для чего приглашает всех желающих к себе на практику или стажировку.
Сегодня, кстати, в стенах «Фикстрафика» работают выпускники агротехнологического университета: кто-то уже окончил бакалавриат и собирается поступать в магистратуру, у кого-то за спиной аспирантура и вот-вот он сам начнёт преподавать.
А еще Дмитрий готов платить за обучение ребят, которые мечтают связать свою будущую карьеру с научно-исследовательской работой в области транспортного планирования.
– Сейчас в вузе несколько ребят учатся на платном отделении и несколько – на бюджете. Все они проходят практику у нас и подрабатывают. То есть ребята и в теории подкованы, и в деле. Да, бывает ошибаются, но анализируют, делают выводы, именно так опыт и нарабатывается.
На молодёжь у руководителя ИТ-компании большие надежды. Фирма планирует расширяться и пробует весь спектр услуг, связанных с транспортным моделированием. Например, специалисты компании планируют зарегистрировать несколько софтов, которые облегчат их айтишный труд для обработчиков научной информации. В партнёрстве с компанией «SIMETRA», основным российским разработчиком ПО по моделированию, прорабатывают приложение, которое позволит легко и быстро вносить полученные в результате транспортных замеров данные «Фикстрафика» в уже готовый программный продукт компании «SIMETRA».
Так что для молодых транспортных инженеров, аспирантов вузов, студентов и даже выпускников школ, интересующихся развитием транспортной инфраструктуры городов и сельских территорий, организацией дорожного движения и автомобильных перевозок, применением интеллектуальных систем на транспорте, двери молодой, но перспективной компании всегда открыты.
Екатерина Детушева