
Музей-заповедник планирует проведение реставрационных работ на самом древнем памятнике кремля – Оборонительном валу Переяславля-Рязанского
Подходя к Рязанскому кремлю, посетители видят грандиозное земляное сооружение – остатки укреплений средневекового города, который в то время назывался Переяславль-Рязанский.
Оборонительный вал – памятник древнерусского крепостного зодчества, предположительно второй половины XII – начала XVII в. Он расположен в юго-западной части кремлевского холма и являлся важной составной частью оборонительных укреплений Переяславля-Рязанского. В средние века на этом месте стояли оборонительные сооружения города – стены и башни, которые, разрушившись, превратились в вал. То есть то, что мы сегодня с вами видим, – это остатки оборонительных укреплений средневекового города.
Давайте попробуем разобраться, кто, зачем и когда построил эти укрепления, что с ними произошло в дальнейшем и что происходит в настоящее время.
Понятия «город» и «крепость» для средневекового города – синонимы. Как каждый средневековый город, Переяславль имел мощные укрепления. В настоящее время от них сохранились ров и часть оборонительного вала.
Валы – сохранившиеся до нашего времени остатки укреплений всех русских крепостей. Укрепления могут отличаться деталями, но в основном очень похожи. В основе вала лежат деревянные конструкции – нижняя часть большинства их заполнялась глиной, некоторые были пустыми – использовались как помещения для караульных и хранения боеприпасов. Возвышающаяся часть этих конструкций и была городской стеной, которая была покрыта двускатными крышами. Стены оборудовали бойницами. Над городскими воротами, на поворотах и длинных участках стен строились башни.
Сохранились описания оборонительных конструкций Переяславля, сделанные в семнадцатом веке. Благодаря им мы знаем, что кремль был окружен со всех сторон деревянной стеной с башнями (башен было 12, из них 4 – проездные). Город строился на высоком берегу Трубежа и с трёх сторон был защищён естественными преградами – склонами рек Лыбедь и Трубеж, а с южной стороны жители города построили оборонительный вал и вырыли и ров.
В XVII веке, когда город потерял значение приграничной крепости, за укреплениями перестали ухаживать, они постепенно разрушались. В конце концов, остатки стен и башен были разобраны за ненадобностью.
По историческим данным известно, что в первую треть XIX века вершина вала была срезана на 1,5–2 м, чтобы она не закрывала жителям города красивый вид на кремлевские храмы. В XIX– XX веках вал разрушался как от воздействия дождей и снегов, так и жителями города, бравшими здесь глину для хозяйственных надобностей.
Важность информации по истории города, которую скрывает в себе вал, всегда понималась учеными. Именно постройка укреплений делает поселение городом, крепостью. Вал обследовался в 1890 г. В.А. Городцовым, в 1945 г. Н.П. Милоновым. Описание строения северной подошвы вала было сделано М.М. Макаровым по результатам раскопок 1987 г. По его наблюдениям, вал подсыпался как минимум два раза, а подошва современного вала лежит на слое XIII–XIV веков.
В 2008 г. В.И. Завьяловым у подошвы внутренней части вала заложено 4 шурфа, материалы которых указывают на то, что основное «тело вала» было сформировано не ранее второй половины – конца XIV в. Изучение вала, как и раскопки на другой территории кремля, которые заложены в перспективном плане изучения города, должны дать ответ на вопрос о времени возникновения города, периодах его развития.
Грунты земляного вала специально изучались в 1994 г. разведочным бурением и сейсмическим профилированием. Мощность насыпных грунтов вала составляет до 11 метров. Они представлены в основном супесями палевыми и светло-коричневыми с прослойками и линзами пылеватых песков. Скважинами регистрируется, по крайней мере, два слоя в насыпи вала, а сейсморазведкой до трех слоев.
Говоря о составе вала в целом, можно уверенно предполагать неоднократную подсыпку его в разное время. Возможно, какие-то оборонительные сооружения строятся в конце XI века. Разрушаясь, эти сооружения и образовали вал. В XIX веке верхушка вала была срезана, грунт верхушки ссыпался как по северному, так и по южному склону.
В настоящее время на поверхности вала наблюдаются промоины и просадки, летом хорошо видны не покрытые растительностью участки. Как любая «положительная форма рельефа» (т. е. возвышенный участок, тем более имеющий довольно крутые склоны), вал подвержен воздействию природных процессов: на нём происходит смыв материала с поверхности (при таянии снега весной, при выпадении осадков в тёплое время года), развеивание почвогрунтов ветром. Эти естественные процессы замедляет растущая на валу трава. Там, где её нет – на тропинках, промоинах, – процесс разрушения протекает гораздо быстрее.
Учёными-геоморфологами при обследовании вала отмечено, что в настоящее время одной из самых серьёзных угроз для его разрушения является человек. Люди, поднимающиеся на вал по склону в дождливую погоду или весной, когда почва еще не высохла, подошвами обуви нарушают целостность дерна и грунта, ускоряя разрушений поверхности, провоцируя образование промоин на склонах.
После массовых зимних катаний с вала на санках и ледянках на его склонах остаются своеобразные «полосы спуска». Весной именно по этим линиям-углублениям начинает стекать талая вода и в этих местах закладываются промоины и эрозионные борозды, которые в дальнейшем углубляются, разрушая вал.
В последние годы наблюдается также несанкционированная парковка машин на склонах вала (опять же, несмотря на запрещающие знаки). Колёса машин повреждают растительность, образуют колеи и ямы на поверхности памятника.
Зафиксировано несколько случаев поджога сухой травы на склонах вала, которую приходилось тушить при помощи пожарных. Все это разрушает наш исторический памятник.
В настоящее время музей-заповедник планирует проведение реставрационных работ на валу. Создан проект реставрации памятника истории. Проектом реставрации предусмотрена засыпка промоин, подсадка травосмесей, организация дренажа, установка оградительных столбиков по периметру сооружения, а также установка деревянных подмостков для организации движения по поверхности вала. Проект требует огромного вложения средств. Но и без всяких усилий и финансовых вложений мы с вами можем помочь сохранению самого древнего сооружения в нашем городе. Для это нужно только перестать кататься с вала зимой и гулять по нему в сырую погоду.
Подготовила заместитель директора РИАМЗ Елена Чумичева
Фото из архива РИАМЗ и Димитрия Соколова