23 октября исполняется 100 лет со дня образования контрольно-ревизионных органов Минфина России

Предстоящий юбилей фиксирует лишь часть исторического процесса становления и развития собственно государственного контроля как механизма управления государственными финансами.

История государственного контроля насчитывает около 500 лет с создания специфических, на современный взгляд, органов – Приказов (Счетный Приказ), затем – Ревизион-Коллегии, Экспедиции свидетельств счетов, казенных и контрольных палат.
В 1892 году был принят первый в истории России закон о государственном контроле.
В целом система государственного контроля в Российской империи прошла в своем развитии практически те же этапы, что и в большинстве европейских государств: на начальном этапе – контроль государственных доходов, затем – постепенное признание важности и выстраивание параллельной системы контроля государственных расходов, далее – интеграция контроля доходов и расходов в единую систему и на завершающем этапе – оптимизация централизованной системы государственного контроля посредством структурных решений и совершенствования организационных и процедурных подходов к функционированию.
С 1917 года резко изменилось функционирование государственных институтов.
С 23 октября 1923 года ведётся официальный отсчёт деятельности контрольно-ревизионных органов в нашей стране. В этот день создано Финансово-контрольное управление с органами в союзных республиках, губерниях, областях для проведения документальных ревизий на предприятиях и организациях.
Положение о государственном финансовом контроле было утверждено Совнаркомом СССР 11 апреля 1927 года. Главной целью этого контроля была систематическая проверка исполнения единого государственного бюджета СССР и местных бюджетов.
Позже Финансово-контрольное управление было преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, а затем, в 1938 году, в Контрольно-ревизионное управление, которое на десятилетия стало единственным независимым надведомственным органом госфинконтроля в стране.
В 80-е годы создавались контрольно-ревизионные службы министерств, ведомств, исполкомов в качестве самостоятельных структурных подразделений.
В августе 1998 года Правительство России утвердило положение о контрольно-ревизионных управлениях Минфина России в субъектах Российской Федерации.
В ходе административной реформы 2004 года образована в ведении Минфина России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Помимо традиционных направлений контроля Росфиннадзор получил новые полномочия – сначала контроль и надзор за органами финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а с 2013 года – проведение проверок государственных закупок за счет средств федерального бюджета и применение административной ответственности за выявленные нарушения в ходе этих проверок. С этого года Росфиннадзор возглавлял первый руководитель Федерального казначейства А.В. Смирнов. И уже за 2013 год было выявлено нарушений на 1,5 трлн руб., что в 2 раза больше, чем в 2012 году.
Указом Президента России от 2 февраля 2016 года № 41 об упразднении Росфиннадзора функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций переданы Федеральному казначейству, а функции валютного контроля – Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.
В Казначействе России – операторе крупнейших государственных информационных систем – происходит принципиальная трансформация финансового контроля. Ревизоры имеют возможность получать за несколько минут информацию о деятельности потенциальных объектов контроля без длительного межведомственного взаимодействия.
Разработанный Классификатор нарушений обеспечивает единую правоприменительную практику в осуществлении контроля.
За этот период созданы: отдельное подразделение для организации и проведения специализированных экспертиз при проверке бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства; совместная рабочая группа Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства для согласованности позиций органов внутреннего и внешнего государственного контроля.
В 2020 году для проведения обширных и особо важных контрольных мероприятий образовано Межрегиональное контрольно-ревизионное управление и усовершенствовано методологическое обеспечение контроля с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Утверждены и действуют 7 федеральных стандартов, регламентирующих деятельность органов внутреннего государственного и муниципального контроля.
Организовано межведомственное дискуссионное общественное объединение – Совет по вопросам внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации.
Налажены конструктивные взаимоотношения с силовыми и надзорными органами.
С 2021 года реализуется новая модель внутреннего государственного контроля, исключающего дублирование контрольных мероприятий разными контрольными органами, а главное – модель предусматривает предупреждающий контроль.
В Рязанской области федеральные полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю с 2016 года реализует Управление Федерального казначейства по Рязанской области.
Объектами контроля являются федеральные учреждения, органы исполнительной власти Рязанской области и местного самоуправления, подведомственные им получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения, а также юридические лица, участвующие в реализации мероприятий.
Проверялись средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также областного и местных бюджетов в части предоставленных им межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Приоритетными направлениями являются:
– контроль за ходом реализации национальных проектов;
– контроль расходов на проведение специальной военной операции;
– контроль в сфере закупок;
– проверки мероприятий по импортозамещению;
– контроль за использованием бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету области.
С 2017 года проверено 121 млрд руб. средств на 283 объектах; им направлено 126 представлений на 2 млрд руб., т.е. требований устранить нарушения, причины и условия их возникновения. В случае неустранения нарушения направлено 24 предписания с обязательными требованиями о возмещении предъявленного ущерба на 91 млн руб. Возмещен ущерб на 47 млн руб. Составлено 143 протокола об административных правонарушениях, должностные лица привлечены к административной ответственности.
Принципами финансового контроля стала коллегиальность и открытость.
Мы обеспечиваем всестороннее и объективное рассмотрение итогов проверок на контрольных комиссиях с участием объектов контроля.
За 100 лет кардинально изменилась работа контрольно-ревизионного аппарата и ее скорость. Но незыблемыми остались цели и задачи финансового контроля – защищать интересы страны, обеспечивать устойчивость ее развития. Важность этой работы ярко отмечена в словах Президента России В.В. Путина: «…нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины».
В канун юбилея поздравляю, выражаю признательность и благодарю ветеранов финансового контроля, действующих ревизоров и всех причастных к этой деятельности за их самоотверженный труд на благо нашей Родины – России. И желаю им здоровья, долголетия, оставаться профессионалами с высочайшей ответственностью за принимаемые решения.

А.И. Панков,
руководитель Управления Федерального казначейства
по Рязанской области

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое