№77 (6181) от 11 октября 2023

Государственный финансовый контроль выступает ключевым звеном системы управления общественными финансами, обеспечивает эффективное государственное управление механизмом образования, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных ­образований.

Одним из элементов системы государственного финансового контроля является государственный финансовый контроль в сфере государственных и муниципальных закупок.

В настоящее время рынок государственных и муниципальных закупок определяется как постоянно развивающийся и способный к конкуренции.

Недостаточный контроль может негативно сказаться на действительной экономии бюджетных средств в разрезе государственных (муниципальных) заказов.

Процедуры осуществления государственных и муниципальных закупок регламентируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе), согласно которому контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Для размещения информации о закупках, о проводимых процедурах и их результатах создано информационное пространство – Единая информационная система в сфере закупок (далее – ЕИС).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, органы Федерального казначейства относятся к органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и наделены полномочиями по контролю в сфере закупок, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной системе контроля в сфере закупок со стороны органов Федерального казначейства обязательно: соблюдение правил нормирования в сфере закупок, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, соблюдение предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению (поставка товара, оказание услуги, оплата и приемка), изменение контракта, а также соблюдение условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, а также соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, к бюджетным нарушениям относятся в том числе нарушения условий государственных (муниципальных) контрактов.

Контроль подразделяется на предварительный (превентивный), текущий и последующий.

В ходе исполнения органами Федерального казначейства полномочий по контролю в сфере закупок проводятся проверки по фактам исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых на приобретение товаров (оказание услуг) с высокой социальной значимостью, в том числе: ремонт автомобильных дорог, приобретение медицинского оборудования, строительство социальных объектов (школы, детские сады) и т.д.

Одним из ключевых аспектов в ходе контроля в сфере закупок является проверка соответствия поставленного товара (оказанной услуги) условиям контракта и документам, подтверждающим его качество.

Современные тенденции государственного финансового контроля все больше ориентированы на предупреждение нарушений бюджетного законодательства.
В целях повышения качества контроля в ЕИС создана модель Риск-мониторинга, функционал которой направлен на формирование аналитической информации о рисках и признаках нарушений законодательства в сфере закупок как до момента заключения контракта, так и в период его исполнения. К таким рискам относятся: «любимый» поставщик, нарушение сроков исполнения контракта, нарушение сроков оплаты и т.д. Выявленные в ходе Риск-мониторинга риски и признаки нарушений в сфере закупок учитываются при планировании контрольной деятельности органов Федерального казначейства и являются основанием для оперативного реагирования и взаимодействия с заказчиком с целью предотвращения нарушений.

В настоящее время проводятся мероприятия по оптимизации работы ЕИС со стороны заказчиков. С 1 октября 2023 года описание объекта закупки должно осуществляться в структурированном виде с использованием ЕИС с приложением документа, содержащего полное описание объекта закупки. Расширяется перечень типовых контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). Введено электронное актирование (составление документов о приемке с использование ЕИС).
Подводя итоги, следует отметить, что контроль в сфере закупок занимает достаточно значимое место в системе государственного (финансового) контроля, так как совокупность современных методов контроля (проверки, применение функционала Риск-мониторинг) позволяет не только выявить фактически совершенные нарушения законодательства в сфере закупок, приводящие к нарушениям при расходовании средств бюджета, но и своевременно выявить риски при осуществлении закупок и исполнении контрактов, а также предотвратить нарушения без выхода на проверку к объекту контроля, что повышает финансовую дисциплину объектов контроля и помогает сократить количество нарушений в сфере закупок, проводящих к нарушениям при расходовании бюджетных средств.

Мария Ивушкина,
главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-государственной сфере Управления Федерального казначейства по Рязанской области

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое