Давным-давно обитала в моем советском паспорте обязательная графа о национальной принадлежности, согласно которой всем предприятиям и организациям моей необъятной Родины меня надлежало относить к неким таинственным и загадочным башкирам.
Впрочем, таковыми башкиры оставались лишь для меня и остальных моих выросших на казахстанской целине четверых братьев, равно как и для остальных народов, населявших многонациональный Союз, поскольку для самих башкир, как и для прочих народов, восприятие собственного этноса формировали нежные материнские колыбельные, добрые бабушкины сказки, суровые отцовские наставления и друзья-соседи.
Колыбельные наша башкирская мама-педагог пела почему-то исключительно на русском языке. Безвременно почивших башкирских бабушек с их добрыми народными сказками мы никогда не знали, башкирский же отец вплоть до тех пор, пока совсем нас не бросил, матерился также почему-то только по-русски, а нашими детскими друзьями были мальчишки и девчонки, представлявшие всю разномастную советскую общность.
Тем не менее я по крохам и крупицам собирал те разрозненные сведения, которые, как я полагал, помогли бы мне обрести долгожданную национальную идентичность.
Ох, и славным же народом всегда были эти самые башкиры! Веселые, смелые и непоседливые, плечом к плечу с другими народами России сражавшиеся в Ливонскую и Русско-крымскую войны XVI века, против польских и шведских интервентов в начале XVII века, в Шведском и Азовском походах в конце XVII века, в Семилетней войне с Пруссией и с польскими конфедератами, в Шведской кампании России в конце XVIII века, а также в Отечественной войне 1812 года, Крымской войне 1853-1856 гг. и обеих Мировых войнах.
Значимо отметились башкиры и в мирной жизни, опять же бок о бок с другими народами нашей великой страны, внося существенный вклад в ее научное, культурное и социально-экономическое развитие. Наряду со всеми активно участвовали во всех всесоюзных стройках, восстанавливая разрушенное нацистами народное хозяйство и возводя новые объекты промышленного, гражданского и оборонительного назначения.
Если честно, то я до сих пор не понимаю, кому и для чего в свое время понадобилось дробить великую четвертьмиллиардную нацию на множество ее более мелких и небесспорных национальных составляющих, каждая из которых после этого волей-неволей всячески пыталась опять же непонятно для кого и зачем доказывать свою исключительную национальную самобытность.
А еще мне интересно знать, какие национальности указали бы в советских паспортах у таких великих русских поэтов, как шотландца по происхождению Михаила Лермонтова и итальянца Федора Тютчева, у таких великих русских писателей с татарскими корнями, как Ивана Тургенева и Александра Куприна, у великого русского художника армянина Ивана Айвазовского или у великого русского ученого поляка Николая Лобачевского.
Или, быть может, в самом деле не стоит городить общероссийский огород, сметая все загороди межнациональных различий? Или, быть может, и в самом деле нам необходимо бороться за чистоту каждой отдельной национальной составляющей и в особенности за чистоту номинального, то есть русского этноса, как общенационального организующего ядра с его особой социально-культурной исторической миссией?
Еще в 1925 году русский поэт Серебряного века Игорь Северянин достойно ответил на это в своем замечательном стихотворении «Предгневье», которое я просто не могу не привести здесь полностью:
Москва вчера не понимала,
Но завтра, верь, поймет Москва:
Родиться русским – слишком мало,
Чтоб русские иметь права…
И вспомнив душу предков, встанет,
От слова к делу перейдя,
И гнев в народных душах грянет,
Как гром живящего дождя.
И сломит гнет, как гнет ломала
Уже не раз повстанцев рать…
Родиться русским – слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!
Так кто же все-таки я и мы, граждане великой России? «Уважаемые россияне», как выразился уклончиво когда-то Борис Ельцин, или же «я – лакец, я – дагестанец, я – чеченец, я – ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…»?
Крайне остро и болезненно этот поистине сакраментальный вопрос встает перед каждым из нас именно в эти непростые для нашей общей Родины дни, когда для нее, как никогда раньше, необходимо наше всеобщее национальное единство и наши совместные усилия, наша всеобщая народная поддержка и непреклонная вера в нашу общую победу.
И именно потому, никогда не забывая о не ведавших националистической разобщенности своих славных предков и с бесконечным уважением склоняясь перед их памятью, сегодня я вливаюсь в общенациональное единство нашей великой страны, становлюсь неотъемлемой частью русского мира и перед всем прочим миром с превеликой гордостью заявляю, что отныне и навсегда я – русский!
Марк Салимов – русский гражданин башкирского происхождения, г. Рязань, Российская Федерация












Купить электронную копию газеты