№20 (6324) от 19 марта 2025
В 2025 году вступили в силу изменения в системе высшего образования
О том, какие новшества ждут абитуриентов, о роли инженерного образования, а также о потребностях рынка труда Рязанской области рассказал директор Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, доктор политических наук, профессор Валерий Сергеевич Емец.
– В этом году абитуриентов при поступлении в вузы ждут серьезные изменения…
В.Е. – Установлен единый срок приема документов по всем уровням высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Приемная кампания в этом году завершится 7 сентября для всех форм и уровней обучения. Если в прошлые годы на очно-заочную и заочную формы можно было поступить осенью, в этом году срок подачи заявления и выбор вступительных испытаний ограничен. Абитуриентам надо сделать выбор вовремя. Иначе им придется ждать еще год.
С сентября 2026 года ожидаются кардинальные изменения системы высшего образования. Исчезнет понятие «бакалавриат», а магистратура будет носить характер исключительно углубленной профессиональной подготовки. Основой системы высшего образования станет специалитет. Для обучающихся по программам бакалавриата будет предусмотрен порядок перехода на специалитет. Это потребует, по всей видимости, дополнительных разъяснений со стороны Министерства образования и науки РФ. Кто получил диплом бакалавра или получит его до 1 сентября 2026 года, могут не волноваться. Они будут действительны. Однако их статус будет уточнен после официальных разъяснений. Здесь речь не идет о возвращении к системе высшего образования времен СССР.
Обучение по программам специалитета будет отличаться дифференцированным подходом к срокам освоения этих образовательных программ, особенно в тех отраслях, где пятилетний срок обучения представляется избыточным. Более того, благодаря введению общей базовой части увеличится академическая мобильность студентов. Студент, проучившись один-два курса, будет иметь возможность сменить свою будущую специальность без потери года обучения и разницы учебных планов. Отмечая изменения в системе высшего образования, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков акцентирует внимание на том, что в основе новой модели будут заложены принципы фундаментальной научной основы и качественной практикоориентированности.
Министерство образования и науки РФ, другие федеральные ведомства в настоящее время разрабатывают нормативные документы, которые позволят осуществить переход к новой модели высшего образования, обеспечив ее эффективное функционирование.
– Какие направления подготовки наиболее востребованы в этом году, в специалистах каких сфер нуждается рынок труда?
В.Е. – Рынок труда Рязанской области испытывает острую потребность в специалистах в сферах строительства, машиностроения, приборостроения, энергетики, ИT, архитектуры. По оценке регионального министерства труда, эта потребность составляет 15 тысяч человек. По эксклюзивным направлениям подготовки, которые осуществляет только Рязанский политехнический институт (филиал) Московского политехнического университета, – 1890 человек. В этом году институту выделено достаточно бюджетных мест, которые позволят удовлетворить запросы работодателей. Наша первостепенная задача – сбалансировать потенциал нашего вуза, потребности конкретных предприятий и регионального рынка труда, в том числе по целевому набору.
Нельзя не отметить, что в течение последних нескольких лет наблюдается повышенный спрос на инженерные специальности. К ним относятся: «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Энергетика и электротехника», «Строительство», «Информатика и вычислительная техника». Рост популярности этих направлений составляет порядка 20-25 процентов. Это связано, в первую очередь, с потребностями суверенизации нашей экономики и отечественного производства, повышением престижа профессии инженера, который сегодня является не просто разработчиком технических решений, но и межотраслевым специалистом, который необходим во всех сферах – от медицины до аэрокосмической отрасли. Не вызывает сомнений то, что востребованность инженерного образования будет расти в обозримой перспективе. Но главное – поступающие на инженерные направления и специальности получат престижную профессию и гарантированно трудоустроятся на высокооплачиваемую работу.
– Как государство поддерживает вузы, в которых реализуются программы инженерного образования?
В.Е. – В текущих геополитических условиях вопрос технологического суверенитета страны является главнейшим для обеспечения экономического развития страны, что неоднократно подчеркивалось высшим руководством страны. В связи с этим подготовка кадров по инженерным направлениям и специальностям является одним из приоритетов в системе высшего образования. В настоящее время государство выделяет все больше бюджетных мест, предоставляет целевые места, оказывает повышенную стипендиальную поддержку способным студентам, обучающимся на приоритетных направлениях подготовки. О поддержке инженерного образования и важности развития науки говорит и тот факт, что в соответствии с указом Президента РФ В.В. Путина в России с 2022 по 2031 год проводится Десятилетие науки и технологий. Одна из ключевых задач десятилетия – привлечение молодежи и студентов в науку.
Министерство образования и науки РФ реализует комплекс мер по финансовой, социальной и профессиональной поддержке молодых исследователей. Проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа научной работы и укрепление статуса молодого ученого, что позволяет Рязанскому политеху принимать участие в таких проектах, как «Ученые в школы», побеждать во всероссийских и международных конкурсах и салонах (конкурсы «Неотерра», «Идеи, преображающие города», Международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед» и т.д.), проводить всероссийские и региональные конференции («Российский программный комплекс T-FLEX PLM: современные методы и подходы к проектированию изделий в PLM-системах»), регистрировать патенты и рационализаторские предложения. Со следующего года, учитывая крайне высокую потребность предприятий реального сектора экономики в инженерных кадрах, государство будет выделять 55 процентов бюджетных мест на инженерные направления и специальности в качестве целевых. Рост популярности инженерных специальностей среди абитуриентов подтверждает выбор профильных предметов выпускниками школ. Так, например, в этом году ЕГЭ по физике впервые вошел в топ-5 самых часто выбираемых предметов.
– Какие шаги предпринимает вуз, чтобы отвечать государственным потребностям в подготовке профессиональных инженерных кадров?
В.Е. – Сегодня одной из ключевых задач вузов является интеграция образовательного процесса, научной и воспитательной деятельности. Только такой подход реализации программ высшего образования позволит обеспечить технологический суверенитет России. В соответствии с поставленными Президентом РФ целями технологического суверенитета вузы также разрабатывают свои программы развития.
Рязанский политехнический институт разработал свою программу развития, одним из центральных элементов которой является формирование комплексной модели выпускника, отвечающей не только требованиям образовательных стандартов, но и актуальным потребностям работодателей. Для этого все студенты проходят практическую подготовку на предприятиях региона и за его пределами. Программы практик составляются таким образом, чтобы выпускник, освоивший их в полном объеме, имел возможность должным образом выполнять трудовые функции не только на конкретном предприятии, но и на любом другом производстве.
Внедрение гибких образовательных траекторий, применение средств дистанционного обучения позволяет нам дифференцировать сроки подготовки специалистов в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности. Благодаря активному взаимодействию с индустриальными партнерами многие студенты вуза обучаются по индивидуальным образовательным траекториям профессионального роста. Большая часть студентов старших курсов совмещают учебу в вузе и работу. Они это могут сделать в том числе благодаря тому, что на ведущих предприятиях региона и России функционируют 22 базы практической подготовки обучающихся. Это Ракетно-космический комплекс «Энергия» им. С.П. Королёва, Государственный Рязанский приборный завод, Завод «Красное знамя», Инвестиционная кампания «Сибинтек», «Газпроммежрегионгаз Рязань», «Тяжпрессмаш», «Саста», «Завод точного литья», основные застройщики региона – Группа компаний «Зеленый сад», Группа компаний «Единство» и другие.
Стоит отметить, что более половины обучающихся на базах практической подготовки трудоустраиваются на этих предприятиях. Важно, что индустриальные партнеры-заказчики в лице представителей реального сектора экономики выступают инициаторами проведения научных исследований и разработок с последующим заключением контрактов, подтверждающих совместную деятельность. Только за последние три года институт выполнил более 20 НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для нужд промышленных предприятий, что подтверждает высокий уровень профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава.
Разумеется, в условиях динамично развивающихся производств и необходимости замещения целого ряда зарубежных технологий на российские аналоги растет потребность в новых образовательных программах. С учетом потребностей регионального рынка труда и конкретных предприятий в институте открыты новые направления подготовки. В прошлом году в вузе прошли государственную аккредитацию направления «Дизайн», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». В этом году будут аккредитованы направления «Нефтегазовое дело» и «Землеустройство и кадастры». С 2025 года наш институт начинает набор на новый востребованный профиль «Технология полимерных и композиционных материалов». Спрос на выпускников данной образовательной программы такой, что предприятия готовы сами участвовать в их подготовке, чтобы в дальнейшем обеспечить себя кадрами. Также, учитывая нехватку специалистов ИТ-сферы, в том числе с углубленными знаниями, запланировано открытие направления по магистратуре в области информатики. Таким образом, все усилия коллектива Рязанского политехнического института направлены на подготовку высококвалифицированных кадров для реального сектора экономики. Результаты этой работы очевидны. Более 90 процентов выпускников вуза трудоустраиваются по специальности уже в первый год выпуска и работают на благо региона и страны.