№89 (5994) от 24 ноября 2021

В Рязанском «политехе» в число приоритетных научно-образовательных направлений включены цифровые технологии в строительстве

В эти технологии вводятся программы по BIM-проектированию, разрабатываются и актуализируются образовательные программы в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. Кроме того, в 2021 году все образовательные программы адаптированы под процессы цифровизации в связи с переходом на частичное дистанционное ведение образовательного процесса из-за коронавирусной инфекции.
О том, как ведется работа по подготовке специалистов для строительной отрасли, рассказывает кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой «ПГС» Рязанского политехнического института Надежда Антоненко.

Н.А. – Замечу, что в настоящее время строительная отрасль, как и другие, находится в непростой ситуации. Показатели производительности строительной отрасли были невысоки по сравнению с другими секторами экономики еще до пандемии. Это связано с тем, что в последние десятилетия менялись подходы к проектированию, строительству, планированию, но результаты не обрабатывались и практически не систематизировались. Проблема пандемии наложилась на сложный переход на проектное финансирование, дающий спад по новым проектам. Возникли проблемы, связанные с введением электронных пропусков.
И все эти моменты нельзя не учитывать при подготовке кадров для строительства.

Р.В. – Несмотря на видимые проблемы, все чаще возникает вопрос о цифровизации строительной отрасли. Что стоит за понятием «цифровизация», как процесс обучения адаптируется под этот процесс?

Н.А. – Основная цель цифровизации процессов строительной отрасли – повышение производительности труда, кардинальное изменение подходов к проектированию, экспертизе и контролю отраслевой деятельности.

Р.В. – Как вы взаимодействуете с работодателями?

Н.А. – Сейчас у нас налажено тесное взаимовыгодное сотрудничество с работодателями по вопросам организации студенческих практик и трудоустройства наших выпускников. С начала октября мы совместно с компанией ООО «ГК «Зеленый сад» начали работу над крупным проектом, который задействовал большое количество студентов института и представителей строительной организации. На площадках компании одновременно на стажировку, производственную практику вышли 110 студентов-строителей. Совмещая учебу в институте и практическую подготовку на строительной площадке, студенты постигают азы сложнейшей профессии. Многие скажут, что студенты должны учиться, а после окончания института поработают. Но это не совсем так – потом будет поздно. Вспомните, как принимают новичков в трудовой коллектив, не умеющих применить знания, полученные в институте, сколько насмешек бросают им вслед. И это не значит, что этих молодых специалистов плохо учили преподаватели, просто они не знают, как совместить полученные знания с информацией и ответственностью, которые ждут их на производстве.

Р.В. – Какие кадры наиболее востребованы в строительной отрасли сегодня?

Н.А. – Список востребованных специальностей довольно широк. Если говорить о кадрах, которые готовит наш институт, прежде всего это инженер-строитель – один из ключевых специалистов на строительном объекте, который контролирует весь процесс возведения здания, планирует строительные работы, принимая во внимание целый спектр факторов. Востребованы инженеры-проектировщики, которые создают идею здания, разрабатывают объемно-планировочные решения, занимаются визуализацией проекта, выполняют сметный расчет и технико-экономическое обоснование.
Перечень реализуемых кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» специальностей охватывает вопросы строительства и эксплуатации зданий и сооружений, автомобильных дорог и аэродромов, монтаж и эксплуатацию внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, информационного обеспечения градостроительной деятельности. Это как раз те самые востребованные строительные профессии, которые совершенно точно не потеряют своей актуальности в ближайшее время.
Необходимо отметить, что меняются нормативные документы, технологии строительства и, соответственно, требования к специалистам, что приводит к повышенному интересу и к реализуемым программам дополнительного профессионального образования. Кафедра «Промышленное и гражданское строительство» пытается идти в ногу со строительной отраслью, решать ее проблемы. А проблем здесь сегодня много. Национальный проект «Жилье и городская среда» предполагает к 2024 году увеличить объем строительства до 120 млн кв. метров жилья в год. Высокий уровень налогов, недостаток заказов на работы, растущая стоимость материалов, конструкций, изделий и недостаток финансирования, неплатежеспособность заказчиков ставят отрасль в тяжелое положение. Актуальна проблема с кадрами, частично связанная с тем, что многие рабочие из стран СНГ в условиях неопределенности и отсутствия желаемых доходов вынуждены были вернуться домой.
В 2021 году мы открыли новое направление подготовки 21.02.01 «Землепользование и кадастр» с направленностью «Управление недвижимостью и развитием территорий». Для его открытия потребовалось ввести ряд новых дисциплин, серьезно обновить и откорректировать учебные планы. Наши преподаватели проходят стажировку на ведущих строительных объектах столицы, переподготовку, повышения квалификации в профильных университетах.
Будущие студенты изучат два блока: землеустройство (комплекс мероприятий, которые позволяют регулировать земельные отношения) и кадастр земли – свод информации о границах, использовании, целевом назначении, правовом режиме земельных участков. В процессе обучения будут использованы современные образовательные технологии.

Р.В. – Каким вам видится переход строительной отрасли Рязанской области на BIM с 2022 года?

Н.А. – Дискуссия о том, сможет ли строительная отрасль начать переход на «цифру» и технологии информационного моделирования с 1 января 2022 года, развернулась на всех уровнях, начиная от руководителей, проектировщиков, владеющих и не владеющих BIM, преподавателей строительных специальностей. В строительной отрасли региона в настоящее время нет достаточного количества BIM-компетентных заказчиков, экспертов, способных принять модели на проверку, нет пилотных проектов с применением современных, инновационных классификаторов. Нет точных данных о количестве проектов, выполненных с использованием классификаторов от момента проектирования, через стройку к эксплуатации, а также о компаниях, работающих полномерно в этом направлении.
С 1 января 2022 года проектировщики разделятся на две категории: первая – те, кто будет выполнять проекты в технологиях BIM, выгружать, сдавать эти модели в экспертизы и т.п. В общем-то, эти компании уже и сейчас так работают, тут им просто прибавится работы для соблюдения всех требований, вдобавок к их собственным BIM-стандартам. Вторая категория – это те, кто будет искать способы формально выполнить эти критерии с наименьшими трудозатратами.
Рязанский «политех» пытается найти все возможности для помощи строительной отрасли в этот трудный период: вводит курсы повышения квалификации, готовит программу переподготовки, включает в учебный план дисциплины, связанные с BIM-проектированием. Мне известно, что в настоящее время именно наши выпускники являются основными специалистами в проектных компаниях, переходящих на эту сложную ступень инноваций.

Р.В. – Как вы считаете, переход на онлайн-форматы будет способствовать дальнейшей цифровизации?

Н.А. – Дистанционное обучение для системы высшего образования стало огромным стрессом. Педагогам пришлось осваивать новые площадки для взаимодействия не только со студентами, но и их родителями: системы видеоконференций, мессенджеры и другие инструменты для подачи материала и сбора обратной связи. Возникли проблемы с мотивацией студентов, вовлечением их в учебный процесс. При этом доля педагогов, использующих онлайн-ресурсы в своей работе, за время самоизоляции выросла в нашем институте до 95 процентов. Почти половина из тех, кто до этого никогда не пользовался онлайн-ресурсами, планирует продолжить их использование. Компьютер и интернет уже давно стали неотъемлемой частью процесса обучения, организации и управления учебным процессом. Пандемия поспособствовала дальнейшей цифровизации, но при этом выявила серьезную проблему – нехватку компьютеров в семьях студентов, не все родители и преподаватели могут позволить себе несколько ноутбуков, особенно когда в семье есть и другие пользователи. Финансовые проблемы затронули и материальную базу института, так как в настоящее время институтам России предложили зарабатывать деньги на покупку необходимого для процесса обучения оборудования, программного обеспечения за счет выполнения хозяйственных договоров и иных видов деятельности.

Валентина Севостьянова (текст)

Самое читаемое