Исады на Оке. Перспектива


153

Жители старинного рязанского села думают о его будущем

Инициаторы перемен

Инициативная группа из Исад известна мне не первый год. Валентин Васильевич Лукашин регулярно бывает в редакции, рассказывает о сельских новостях. С недавнего времени состою в онлайн-переписке с автором книги «Исады, рожденные в плеске волн» Михаилом Степашкиным. С писателем Владимиром Семиным, посвятившим селу немало публикаций, также доводилось общаться. Исадские активисты (их человек двадцать в селе) все делают правильно: тормошат власти, обращаясь к ним с письмами, инициируют публикации в СМИ, создали благотворительный фонд «Живая память» с целью собрать средства на памятник П. Ляпунову, проводят субботники по благоустройству села… Сайт «Исады на Оке», который ведет Михаил Степашкин, пополняется новой информацией о прошлом и настоящем старинного села. Все так. Но исадские проблемы не решаются. Сельчане хотят сделать свое село туристически привлекательным объектом, способствовать появлению здесь новых рабочих мест, сохранить и привести в порядок то немногое, что позволяет судить о замечательном прошлом села Исады.
Я прямо слышу те возражения, которые готовы высказать участникам инициативной группы те, кто обязан принимать решения. Мемориальных мест для туристического показа нет. Денег на развитие инфраструктуры нет. Трудовых ресурсов в селе нет. Средств на реставрацию храма федеральный центр не выделяет, а на установку памятника П. Ляпунову в областном бюджете денег не предусмотрено. В общем, бедные мы, бедные…

Проектная деятельность

Конечно, селу Исады нужен проект – реальный, осуществимый, перспективный, просчитанный. Этому проекту нужен инвестор. С этим сложнее всего. Пару лет назад один состоятельный человек из Москвы предлагал заняться реализацией идеи, связанной с П. Ляпуновым, готов был вложить свои средства. Но землю под памятник оформляли три года. Спонсор не дождался и отправился в другой регион.
Что необходимо и можно сделать уже сегодня? Обратиться в министерство культуры РФ и Московскую патриархию по поводу реставрации храма Воскресенья Словущего. У нас, что, так много действующих храмов первой половины XVII века, что мы без сожаления можем наблюдать за разрушением одного из них?
Можно было бы провести переговоры и с владельцами уникального сада, попытаться его спасти, ведь сельскохозяйственное назначение земель еще никто не отменял.
Необходимо подготовить документы о включении здания земской школы как объекта, обладающего признаками культурного наследия, в реестр памятников истории и культуры. Опять-таки это единственное здание в селе, которое может получить такой статус.
И обещанный уже памятник П. Ляпунову все-таки нужно установить, найти на это средства. А то некрасиво как-то получается: закладной камень стоит, а памятника нет.
Наконец, можно попробовать осуществить еще одну идею касательно села Исады. В России есть Ассоциация «Самые красивые деревни России», которая объединяет сельские населенные пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию этого наследия, повышению привлекательности сельских территорий. Присоединиться к ассоциации могут «живые» (не музеефицированные) села с населением не более 2 000 человек, сохранившие, хотя бы отчасти, сельский уклад жизни и имеющие выраженное желание развиваться в соответствии с целями и задачами ассоциации. Пока в ассоциации представлены в основном северные и сибирские российские села и ни одного населенного пункта из Центральной России. Исады подходят для вступления в ассоциацию по всем критериям – здесь есть памятник истории и культуры, школа, дорога и… красота. Почему бы не попробовать?
Я привозила бы в Исады туристов, чтобы показывать им места, изображенные на полотнах Виктора Иванова. Не всякое российское село может гордиться «собственным» живописцем. Виктор Иванович писал сельских жителей на своих «суровых» полотнах, увековечил местный пейзаж, весь строй крестьянской жизни в Исадах. Приезжай, смотри, сравнивай.
По большому секрету мне рассказали, что один житель города Москвы и уроженец села Исады передает безвозмездно в общее пользование доставшийся ему в наследство родовой дом постройки 1912 года. Передает типичное крестьянское жилище минувшего ХХ века с русской печью, всем хозяйственным скарбом – для создания в нем музея крестьянской семьи. Чем не объект показа?

История для Исад

А дальше можно придумывать какие угодно истории. Ярмарка в Исадах или регата на русских ладьях с «участием» императрицы Екатерины. Ведь Исады издревле – пристань. Яблоки в Исадах – их больше двадцати сортов в местном саду. Ну хорошо, забудем крепостной театр в Исадах. Но Ляпуновых-то, построивших этот чудо-храм, как забыть?! А деятельность Прокопия Ляпунова в годы русской смуты – начало русского гражданства, с какой стороны на нее ни взгляни.
Инициативной группе из села Исады нужна поддержка и местной, и государственной власти на всех этапах. Нужен проектный офис, который придумает идею для села Исады. Впору объявлять конкурс – кто возьмется за Исады всерьез? Конечно, 800-летняя история села позволяет не торопиться, к 900-летию что-нибудь сделать, а то и к 1000-летию. Но хотелось бы не откладывать дело до следующего юбилея.

Ирина Сизова