Алексей Калинин в мастерской с баяном, который сделал себе сам

№37 (5942) от 21 мая 2021

Мастер Алексей Калинин – о «мощи и дерзости» баяна, буднях столяра и экспериментах с музыкальными инструментами.


Народное творчество неиссякаемо и неохватно. В Рязанской области десятки талантов, которые создают современные вещи, а тех, кто сохраняет традиции, еще больше. В канун Года народного творчества и 25-летия “Рязанских ведомостей” я предлагаю вам совершить путешествие по региону и познакомиться с этими удивительными людьми. Мы увидим молодые дарования, вспомним незаслуженно забытых мэтров и расскажем обо всех самых интересных мастерах.

Наше путешествие стартует в областном центре. Рязанец Алексей Калинин начинал как баянист, а сейчас создает музыкальные инструменты и экспериментирует с материалом и звучанием.


…В просторной мастерской тихо, лишь едва доносится шум автострады и стук инструментов. Мельчайшая древесная пыль танцует свой беспечный танец и садится на заготовки, столы, бытовые приборы и самого мастера. Алексей Калинин играет на многотембровом четырехголосом баяне, который когда-то собрал себе сам. Ловкими движениями звуки переключаются – и инструмент выдает то плясовую, то джаз, то мелодию, похожую на органную.

Пока мы беседуем, корпуса будущих баянов источают ароматы смолы, лета и тепла. Для изготовления инструментов используются ценные породы дерева, например, пихта. Каждая доска придирчиво осматривается и прослушивается, чтобы готовый инструмент хорошо резонировал при игре. Алексей работает на фабрике, где над каждым баяном трудятся сразу несколько человек. Они вытачивают корпуса, склеивают меха из специального картона, дерева и кожи, собирают и тщательно настраивают звуковые системы. Ведь в баяне на одну ноту приходится восемь голосов, а в стандартном концертном инструменте их около 800!
Кстати, баян привычных размеров создается полгода – хотя бы потому, что корпус «по старинке» покрывается целлулоидом, после чего «отдыхает» полтора месяца. «Ничего лучше пока не придумали,– поясняет Алексей, поглаживая лощеный черный бок опытного образца. – Целлулоид обтягивает поверхность, как перчатка. А если при работе допустить сквозняк, слой пойдет пузырями! Зато уж если покрытие схватилось, оно очень долговечное». Пока я пытаюсь переварить эту информацию, мне между делом сообщают стоимость такой роскоши ручной работы. Качественный баян отечественного производства может обойтись и в 800 тысяч, и в миллион! Поневоле задумаешься, какая все-таки бесценная вещь – культура.

***

В роду Алексея Калинина несколько поколений плотников. Еще мальчиком он наблюдал за работой отца и деда и постепенно начал мастерить что-то сам. «Хорошо, что тогда в школах были нормальные уроки труда, – смеется мастер. – Я договаривался с трудовиком, приходил после уроков и делал различные проекты. Даже сделал арбалет, который хотели показать на городской выставке, но забраковали: мол, холодное оружие, пусть и не действующее!»
А заняться музыкой сыну предложила мама. «Просто спросила: пойдешь в музыкальную школу на баян?» – с улыбкой вспоминает мой собеседник. Всего Алексей проучился 17 лет, но карьера музыканта не сложилась, хотя он любил и умел играть. Сыграла роль давняя любовь к работе с деревом.
«На выпускных экзаменах в музучилище я честно сказал педагогам: у меня лучше получается делать инструменты, – признается Алексей. – Уже тогда я помогал однокурсникам с ремонтом. Поэтому после училища и армии я поехал в Москву устраиваться на одну из лучших фабрик в стране. Периодически езжу отвозить продукцию, а в основном делаю норму дома». Алексей гордится своей работой: на баянах его фабрики играют во всем мире. Так, трио баянистов «Остинато» Рязанской филармонии выступает именно с этими инструментами.
Обширные навыки помогают мастеру и в быту. Для квартиры, где Алексей живет с женой, он изготовил кухонный гарнитур, и сейчас собирает комплект. Супруге смастерил рабочее место для занятий рукоделием. А летом будет заниматься отделкой и благоустройством дома на дачном участке. Словом, мастер – это образ жизни.

***

Хобби Алексея Калинина напрямую связано с работой: он любит модернизировать инструменты. Среди его экспериментов – деревянный вибрафон и полуакустическая электронная балалайка-контрабас! А однажды мастер случайно заинтересовался гуслями. «Готовый баян – продукт коллективного труда, а мне было интересно попробовать сделать что-то самому от и до. Первые пять образцов гуслей ушли на растопку, – смеется мастер. – А затем методом проб и ошибок я пришел к тому, что знают и умеют профессионалы». На этой почве Алексей подружился с фолк-исполнительницей Ольгой Глазовой.
«Я люблю баян за его неповторимый голос, напор, даже дурь, если можно так сказать, – говорит мне Алексей на прощание. – Инструмент с таким голосом умеют делать только в России. И я не жалею, что выбрал для себя именно этот путь».

Татьяна Кармашова
Фото автора