«Неизвестная» на слайдах – Лидия Кашина, первая любовь Есенина, которой он посвятил свою поэму «Анна Снегина»

Друзья, пришло время поделиться с вами моей самой чудесной находкой за последнее время. Я долго держал паузу, чтобы не помешать правильно представить коллекцию литературному и историческому сообществу. Но теперь обо всем по порядку. История долгая, но уверяю – она стоит того!

Больше года назад, в процессе работы с архивом Марии Сергеевны Хлудовой, я получил для оцифровки и атрибуции стеклянные стереослайды, снятые в начале XX века. Меня они сразу потрясли: когда вы вкладываете стереослайд в бинокль для просмотра, все видится в объеме, как если бы фильм братьев Люмьер вам показали в 3D. Особенно эффект присутствия чувствуется на зимних фотографиях, где черно-белый кадр не мешает восприятию объемной реальности. Большинство кадров имеют уникальнейшую четкость и глубину резкости. Например, общая фотография со спортивных стрельб позволяла прочитать фамилии всех участников на информационном стенде сзади.
После первого ликования от увиденного пришла грусть: на фотографиях почти не было города, была некая усадьба, дети и очень-очень много охоты. Часто на слайдах была симпатичная женщина – одна или с детьми. Но никого из присутствующих на фотографиях людей, кроме автора, я не мог опознать.
Что мне было известно про фотоколлекцию? Автор Борис Иванович Кулаков – из купеческой фамилии, историк, выпускник московского университета, арестован в конце 1927 года как «финский шпион», в 1937-м арестован повторно, расстрелян. Его жена – Вера Васильевна Кулакова (в девичестве Хлудова), тетка Марии Сергеевны. Вера Васильевна после ареста мужа сослана на Урал как «член семьи», дети Кулаковых умерли по дороге в ссылку. Сама Вера Васильевна после ссылки долго не могла вернуться в Москву, так как не имела права жить в крупных городах. Чуть позже чудом (милиционер отвлекся на телефонный звонок) ей не поставили ограничивающий штамп в паспорт, и она переехала в Москву, к своему брату, отцу Марии Сергеевны. После смерти Веры Васильевны коллекция слайдов перешла Марии Сергеевне.
Мария Сергеевна, передавая слайды в обработку, говорила мне: «Олег, это же потрясающий материал, давайте сделаем выставку». На что я отвечал, что для организации выставки в 3D нужны средства, а без 3D эти кадры потеряют значительную часть своего очарования. Ну и история коллекции, конечно, грустная, но слишком обычная для привлечения внимания и финансов к выставке (к сожалению, просто обычная для XX века в нашей стране).
Дальше были продолжительные поиски сканера, так как слайды не умещались в стандартные слайд-сканеры, а качество требовалось очень хорошее (огромное спасибо Константину Пичкуру за предоставленное оборудование). Только в этом апреле началась «оцифровка», учитывая, что съемка одного кадра занимала минут 15, обработка и атрибуция сильно затягивались.
Приходящим ко мне друзьям я показывал коллекцию, смотрел на восхищенную реакцию, но понимал: это и есть «единственно возможная выставка». Часто рассматривая слайды сам, я вглядывался в лица людей на фотографиях и терзался мыслью: «Неужели я никогда не узнаю, кто вы?»
Часть слайдов были негативами, при оцифровке я их инвертировал. И вот, разбирая вторую группу отсканированных и инвертированных негативов, я наткнулся на негатив, который не разглядывал в бинокле (ну не умеет у меня глаз инвертировать). Слайд с усадьбой, она выглядела так необычно, что я решил все-таки поискать информацию, понимая, что вряд ли я что-то найду. Какая-то усадьба, принадлежавшая Кулакову (не самая редкая фамилия). Скорее всего, пробыв в советское время сельсоветом или складом, эта усадьба давно разобрана на кирпичи, говорил я себе. Но достаточно поверхностный поиск привел меня к удивительным результатам.
Неожиданно для себя я нашел статью, где с заглавной фотографии на меня смотрела «та самая», так часто встречавшаяся мне на слайдах женщина – статья была про Лидию Кашину.
Дальше на меня как из рога изобилия «посыпалась» информация:
«Неизвестная» на слайдах – Лидия Кашина, первая любовь Есенина, которой он посвятил свою поэму «Анна Снегина», она же – сестра Бориса Ивановича Кулакова, автора снимков.


Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

Дом на слайдах – это усадьба Лидии Кашиной, сейчас там музей поэмы «Анна Снегина» в музее-заповеднике Константинова.
Сцены охоты, которые я часто пропускал в просмотре, были сняты в имении Кулакова – Яр. Это тот самый Яр, вокруг которого происходит действие одноименной повести Есенина.
Даже лошадь, которой я так любовался на снимках, «восстановила» свое имя, это любимая кобыла Кашиной – Радость. Люди на слайдах стали приобретать имена.
То есть коллекция слайдов снята в Константинове и окрестностях, на родине Есенина, в то время, пока он там рос. А значит, люди на фотографиях, возможно, знали или видели Сергея Александровича. И все эти фотографии объемные! Кстати, последней информацией, «переполнившей» меня в этот день, стало то, что отец Лидии Кашиной и Бориса Кулакова, Иван Петрович Кулаков, описанный Гиляровским миллионер, владелец «кулаковки» на Хитровском рынке.
Мне сложно описать мое состояние – давно не испытывал такого счастья! Помню, я не мог перестать улыбаться весь вечер.
С этим новым знанием мы с Марией Сергеевной Хлудовой обратились в музей-заповедник Константинова, где познакомились с прекраснейшими специалистами музея – Натальей Николаевной Бабициной и директором Борисом Игоревичем Иогансоном (низкий поклон им обоим).
Тут небольшое отступление. Меня сначала несколько удивило, что первый больший интерес вызвали слайды с каретным сараем. Но дело быстро прояснилось: Борис Игоревич именно в этом году начал работы по восстановлению каретного сарая – для размещения новых экспозиций. Главной проблемой этого строительства было то, что каретный сарай был разрушен еще в первой половине XX века, а его фотографий не сохранилось… И тут мы с нашей коллекцией.
А 19-21 сентября прошла международная научная конференция «Жизнь и творчество С.А. Есенина в контексте мировой культуры», на ней была официально представлена найденная коллекция. В музее-заповеднике Константинова, в доме Лидии Кашиной, организована выставка, где можно посмотреть на часть фотографий из коллекции.
В ближайшем году, кстати юбилейном для Есенина, выйдет фотокаталог кулаковских снимков. И, надеюсь, к юбилею Есенина достроится каретный сарай, уже в соответствии с кулаковскими слайдами, в котором и появится 3D-выставка этих снимков. Так, чтобы каждый посетитель музея смог перенестись хотя бы на мгновение в есенинское детство.


Наталья Николаевна Бабицына,
кандидат филологических наук, научный сотрудник Государственного музея заповедника С.А. Есенина:

– Большая заслуга в том, что музей стал обладателем этих предметов, принадлежит директору Государственного музея-заповедника Борису Игоревичу Иогансону, который сразу же оценил уникальность этой коллекции слайдов и приложил значительные силы, чтобы она стала частью музейного собрания и достоянием широкой аудитории посетителей нашего музея. Уже сейчас в мезонине усадебного дома Л.И. Кашиной (музей поэмы «Анна Снегина») представлена часть коллекции: сотрудники отдела научно-экспозиционной и выставочной деятельности организовали небольшую, но очень интересную выставку. Из 125 стереослайдов мы демонстрируем лишь четверть экспонатов, и пока в виде фотографий. Эту выставку уже посетили участники Международной научной конференции «Жизнь и творчество Есенина в контексте мировой культуры», которая прошла 19-21 сентября в Москве, Рязани, Константинове, и дали ей высокую оценку.
В наших планах приобретение оборудования, которое позволит посетителям музея увидеть в 3-Д формате и усадьбу Кашиной, и усадьбу «Белый яр», и многие другие интересные изображения. Есть планы продемонстрировать слайды в разделе «новые технологии в музейных экспозициях», в рамках новой литературной экспозиции, которая разместиться в каретном сарае, который в настоящее время восстанавливается на территории усадьбы Кашиной.
А пока сотрудниками отдела фондов ведется кропотливая работа по атрибуции слайдов и введению коллекции в научный оборот.
Еще раз выражаем глубокую благодарность и М.С. Хлудовой, и О.Б. Василику за их высокую оценку деятельности музея и стремление сотрудничать с музеем-заповедником. Надеемся, что и в дальнейшем наши творческие связи будут укрепляться.


Олег Василик

P.S. Вообще-то, это еще не конец истории… Но потерпим еще несколько месяцев, и, возможно, я смогу вам рассказать что-то более захватывающее.

Слайды публикуются с разрешения Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (Константиново)

 


Самое читаемое