№17 (6321) от 07 марта 2025
Война разом превратила мальчишек и девчонок во взрослых людей
Новый спектакль «Иваново детство» (12+) в Рязанском театре на Соборной посвящён 80-летию Великой Победы. Эта военная драма (инсценировка создана Р. Насибуллиной по мотивам повести В. Богомолова «Иван») о том, что детям на войне не место.
Смерть, жестокость врага, разрушения и гибель всего живого – война с детством несовместима. Но это слова. В реальности всё не так. Во время Великой Отечественной войны дети и подростки трудились в тылу: работали на заводах, пахали землю, оставаясь главными на хозяйстве в домах, заступая на места ушедших воевать отцов и старших братьев.
Были юные герои-партизаны и подпольщики, были разведчики и «сыны полка». Не так много их было, конечно, но воевали они наравне со взрослыми. Таков и 15-летний разведчик Иван (актёр Николай Шишкин). Фрицы убили его отца в самом начале войны. Убили и маленькую сестрёнку. У него на руках. Вот поэтому-то и «сердце парнишке ненависть жжёт». Так говорит об Иване Катасоныч (в этой роли актёр Дмитрий Мазепа). У Ивана и мечта страшноватая: убить всех немцев, «чтобы немцев на свете не было – тогда
войны больше не будет». По-этому-то и не хочет Иван слышать ни о какой учёбе ни в каком суворовском училище. Паренёк и в будущем сам себе отказывает: нет его, пока идет война и враг не разбит. Поэтому он и в разведку рвётся, и смертельной опасности не боится совсем. Она только подстёгивает в душе его ненависть к врагу, заставляет его, рискуя жизнью, выполнять боевые задания, лезть в самую гущу вражеских войск. «Я ведь маленький, незаметный», – твердит он себе и своему командиру Холину (актёр Илья Комаров), упрашивая взять его в очередной раз в разведку.
Образ юного разведчика, созданный Николаем Шишкиным, сложный, по-настоящему жизненный. При первом появлении на сцене в землянке Гальцева (актёр Николай Ребров) Иван – окоченевший от холода, мокрый. Разведчик переправился к своим вплавь, не рискуя на глазах у немцев подобраться к лодке, где ждал его Катасоныч, и в эти минуты больше похож на отчаянно злого волчонка. Он умереть готов, но не раскрыть свою тайну.
Хоть и наполнено его сердце ненавистью, но живёт в нём и честность, и жажда любви, безусловного принятия. Потерявший отца и мучаясь неизвестностью о судьбе матери, Ваня ищет отцовской любви в Холине и Катасоныче. Не случайно он сильно обижается на последнего за то, что тот, уходя, не простился с ним. И не догадывается Ваня о том, что Холин скрывает смерть его старшего друга, чтобы лишний раз не ранить мальчишку.
Иван сразу понимает главное в отношениях Маши (актриса Мария Деханова) и Гальцева. И про самого Гальцева: «он наш, он хороший», убеждает он Холина. Иван сумел сохранить в себе веру в людей. Поэтому-то и прикипел к Ване всей душой Катасоныч, по-отцовски относится он к парнишке и выдает Гальцеву: «Ванюшка – чудо наше!» Иван, может быть, сам того не осознавая, помогает бойцам остаться людьми в нечеловеческих условиях. И они очень стараются сберечь мальчика, хотя это невозможно в разведке.
А главное – в измученной ужасами потерь душе подростка сохранился свет. Он оживает, когда во снах к нему приходит мама (актриса Марина Заланская). Совсем другого мальчишку видит в их диалогах зритель.
Особый акцент – на письмах, которые читает эта героиня. Они для зрителя станут и откровением, и поводом поразмышлять о главных в жизни вещах. Не случайно само появление матери сопровождается в полутьме ярким светом. И ярко-розовое платье символично контрастирует со всем, что окружает её.
Глубоко символична финальная сцена-встреча Ивана с мамой – с любовью и светом. Такое режиссёрское решение, на мой взгляд, даёт зрителю надежду: с уходом из земной жизни путь каждого не обрывается, а продолжается главными встречами.
Спектакль «Иваново детство» поставлен при поддержке Российского института театрального искусства – ГИТИС. Режиссёр-постановщик – Анна Штукатурова. Художественный руководитель театра – Почётный работник культуры и искусства области Марина Есенина.
Людмила Трухина
Фото предоставлено театром на Соборной