След фон Дервизов в отечественной музыкальной культуре

Не консерватория, но школа

Рязань отличалась всегда довольно высоким уровнем музыкальной культуры. С 1912 года в городе действовало Музыкальное общество, члены которого, музыканты-любители и певцы, сумели поставить собственными силами оперу Цезаря Кюи «Сын Мандарина» и несколько оперетт. После революции энтузиаст и музыкант-любитель Н.Н. Иконников обратился в Наркомат Просвещения с проектом организации Рязанской пролетарской музыкальной консерватории. Наркомпрос разрешил открыть… музыкальную школу. В штат ее преподавателей была зачислена Елена Михайловна Дервиз.
Фамилия эта была известна не только в Рязани: ее носил так называемый «железнодорожный король», миллионер, разбогатевший на строительстве железных дорог Павел Павлович фон Дервиз. Его сыновья-наследники в конце XIX века, имея значительные средства, воздвигли в своих рязанских имениях (в Кирицах и Старожилове) роскошные усадебные строения.
А Дервизы – Михайловичи, наследники младшего брата «короля», Михаила Григорьевича, не были богачами, как и он сам. Он и очутился во второй половине 70-х годов XIX века в Рязанской губернии как раз потому, что не имел ни кола ни двора. Его приютил в своей пустующей старожиловской усадьбе старший брат, перебравшийся к тому времени за границу. Когда он умер, Михаил Григорьевич вынужден был покинуть Старожилово и купить усадьбу в рязанском пригородном селе Дягилево на деньги родственников. У Михаила Григорьевича тогда было шестеро детей от двух браков, трое из них родились в Старожилове.

Звуки органа в летнюю ночь

Примерно через год после появления в семье первого из этих старожиловских уроженцев, девочки Веры, семнадцатилетняя Елена из-за скудности семейных средств отправилась в Москву держать экзамен на звание домашней учительницы, сдала его и стала преподавать математику и немецкий язык. Однако она с детства занималась музыкой и даже ездила в Москву из Старожилова брать уроки игры на фортепиано. Кроме того, училась пению. Ее двоюродный брат В.Д. Дервиз (1859–1937) в книге «Мои воспоминания» отмечал: «Одно лето дядя приглашал к себе консерваторку – специалистку по пению, и она все лето занималась с Еленой Михайловной».
Надо заметить, что некоторые родственники Елены имели незаурядные музыкальные способности. Отец играл на скрипке, дядя, Павел Григорьевич, – на фортепиано и был автором нескольких популярных романсов. Когда же он переселился за границу, то создал в Ницце собственный оркестр. А для Старожилова обзавелся так называемым «механическим органом» с записями разных музыкальных произведений. «Для меня воспоминания о Старожилове неразрывно связаны со звуками этого превосходного органа, необыкновенно мягкими и красивыми, теплыми ночами, сильным запахом цветов на террасе и звуками мендельсоновского «Сна в летнюю ночь» или бетховенской Патетической сонаты»,– делится впечатлениями В. Дервиз и добавляет: «Летом молодежь упражнялась в пении, и Елена Михайловна отличалась – у нее, несомненно, был голос».
Немецкий практицизм и частица «фон» перед фамилией, указывающая на дворянское происхождение, как правило, удерживали представителей семейства от того, чтобы сделать музыку профессией. И все же один из пяти братьев Дервизов, Николай Григорьевич, отважился стать профессиональным певцом, правда, побывав прежде на военной и гражданской службе и сменив фамилию фон Дервиз на Энде. Его талант ценили выдающиеся композиторы Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, П. Чайковский. К сожалению, он рано умер и не сумел помочь племяннице в начале ее самостоятельной жизни.

Потери и обретения

Утраты обрушились на клан Дервизов. В 1881 году скончалась в Ницце дочь Павла Григорьевича, Варвара, болевшая костным туберкулезом. Отец поехал встречать ее тело в Бонн (его семья жила отдельно), и его тоже, прямо на вокзале настигла смерть. Несчастная вдова Вера Николаевна вернулась в Москву с двумя гробами.
Елена, видимо, присутствовала на похоронах. В Москве она жила или периодически бывала до середины 80-х годов, так как брала уроки пения у когда-то известного оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского, отца будущей знаменитой драматической актрисы. Профессор и руководитель оперного класса Московской консерватории, он, прослушивая Елену, «предложил попробовать спеть трель. Она сразу же совершенно свободно взяла трель, и он даже удивился легкости в управлении голосом».
В Москве, однако, Елена не осталась. Перебралась в Петербург, где обосновались вдова Павла Григорьевича и их сыновья, и продолжала трудиться, поменяв сферу своей деятельности, – стала преподавать пение. Она и в Петербурге занималась вокалом и, по словам В. Дервиза, переходила к разным учителям, последней из которых стала старая профессорша пения Генрих-Вильде, через какое-то время пригласившая Елену быть постоянной аккомпаниаторшей на своих занятиях. Елена Михайловна стала признанной учительницей пения и недурно зарабатывала.
И снова трель
Петь в опере Елена Михайловна не решилась, сделалась так называемой салонной певицей и была на этом поприще признана. Подтверждением тому служит дарственная надпись, сделанная графиней Е. Сечени на подаренных ею Елене нотах: «Знаменитой Елене Михайловне фон Дервиз. Такой трели я не слыхала, несмотря на то, что я слышала Мальба, Патти, Зембрили, Арнольдсон, Даронон и т.д.». Интернет помог установить, что графиня Елена Яковлевна Сечени, россиянка по рождению, была оперной певицей, гастролировала в Петербурге.
И все-таки некоторые рязанцы услышали «знаменитую Елену Михайловну» в опере. Она исполняла партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Постановкой оперы младший двоюродный брат Елены, Павел Дервиз, завершил грандиозную перестройку усадьбы в селе Старожилове. Он и выступил в заглавной партии.

Из Рязани – в Большой театр

Б. Алексеев и Е. Карпельцева в книге «Музыкальная жизнь Рязани», вышедшей в 1961 году, называют Елену Михайловну Дервиз в числе преподавателей пения, дававших частные уроки в городе. Видимо, Елена Михайловна приехала в Рязань после 1914 года. Покинуть Петербург ее вынудило военное лихолетье: жизнь в столице стала очень трудной. Она начала давать рязанцам уроки пения, и как ни удивительно, нашлись ученики.
Елена Михайловна считалась одним из ведущих педагогов первого музыкального учебного заведения в Рязани. Она готовила перспективных учеников. Вячеслав Дмитриевич Наумов «из класса сольного пения преподавательницы Е.М. Дервиз в 1922 году был направлен в Московскую консерваторию,– сообщают Б. Алексеев и Е. Карпельцева. – В 1924 году он приглашен был в Большой театр, где работал более десяти лет, исполняя ведущие партии лирического тенора».
А в 1925 году началась реорганизация музыкальной школы в среднее специальное учебное заведение – музыкальный техникум. В новом учебном заведении Елене Михайловне, не имевшей консерваторского образования, места не нашлось. Жизнь в Ленинграде сулила лучшие перспективы: туда вернулась из геологической экспедиции ее сестра Вера, успешный геолог.

И вокал, и… абажуры

В Ленинграде Елена Михайловна стала давать уроки пения и игры на фортепиано. «Какое-то время она зарабатывала, делая для магазинов роскошные абажуры», – сообщает В. Дервиз и объясняет, что «Елена Михайловна смолоду отличалась изобретательностью в разных рукоделиях, немного рисовала и была в рисовании необыкновенно смела и решительна». Должно быть, к рукоделию она обратилась в период НЭПа.
Эвакуироваться во время Великой Отечественной войны сестры Дервиз не успели или не захотели. Блокады Елена Михайловна не перенесла, умерла в марте 1942 года. И хотя ее собственные вокальные достижения ограничиваются виртуозной «неповторимой трелью», отмеченной профессионалами, она сделала немало для развития русской певческой культуры, и многие певцы, петербуржцы-ленинградцы и рязанцы, вспоминали Елену Михайловну с благодарностью и говорили: «Она моя первая учительница».

Ирина Красногорская


Самое читаемое