№51 (5956) от 9 июля 2021
Общество «Знание» намерено побороться за внимание аудитории и оставить позади популярных блогеров и сетевые ресурсы, где фейки и хайпы подменили собой истинность научных знаний
О перезапуске старейшей общественной некоммерческой просветительской организации, ведущей свою историю с 1947 года, объявил Президент страны в своем послании Федеральному собранию в апреле этого года. О том, как будет организована деятельность регионального отделения Всероссийского общества «Знание», мы беседуем с его руководителем, ректором РГУ имени С.А. Есенина, доктором исторических наук А.И. Минаевым.
Р.В. – Андрей Иванович, вместе с распадом прежнего государства ушла и монополия на знания. Посмотрите, сколько вокруг образовательных ресурсов, занимающихся просветительством. И вдруг из этого многообразия выделяют общество «Знание», всячески подчеркивают его значимость на государственном уровне, говорят о перезагрузке. Это что – новая попытка контроля образовательной среды, сортировка знаний на правильные, то есть одобренные государством, и неправильные?
А.М. – Традициям просветительства в российском государстве уже много лет. Первое общество по распространению знаний было создано в 1863 году в Московском университете. Любой желающий мог прийти на публичные лекции лучших профессоров. А в 1947 году по инициативе Академии наук, группы ученых и деятелей культуры в Советском Союзе возникла самая крупная просветительская организация в мире – общество «Знание». Его целью стало восполнение недостатков образования населения в тяжелое послевоенное время, когда страна потеряла специалистов во многих сферах. Тогда задача была успешно решена. Разве можно пренебречь этим ценным наследием советского периода? А почему о нем заговорили именно сейчас?.. Методы фальсификации истории становятся все более изощренными. Возникает новое мифотворчество. Люди, не обладающие иммунитетом к дезинформации, склонны всему верить. Поэтому одним из приоритетных направлений общества «Знание» становится борьба с фальсификацией истории. Второе основное направление нашей деятельности – это популяризация истинных научных знаний и открытий. А третий вектор – объективная информация о социально-экономическом развитии страны.
Р.В. – Неужели лекторы снова пойдут в народ – на фабрики, заводы и в организации? Время-то сейчас совсем другое, да и не везде будут рады гостям.
А.М. – Несомненно, нужно создавать современную, технологичную общеобразовательную платформу знаний на электронных ресурсах. Эти ресурсы помогут значительно увеличить аудиторию региональных отделений общества. Ведь лекторы будут выбирать темы, рассчитанные на максимальный охват слушателей, а знаний и опыта у них достаточно, чтобы подать материал увлекательно.
В Рязани просветительская активность никогда не прерывалась. Традицию сегодня поддерживают библиотеки региона, преподаватели рязанских вузов. Проект «Университет выходного дня», созданный на базе РГУ имени С.А. Есенина, содержит уже более ста лекций по различным направлениям. Большие аудитории слушателей всегда собирают лекции профессоров Рудольфа Яновича Подоля, Ольги Ефимовны Вороновой, Петра Владимировича Акульшина, других преподавателей. Вузы Рязани делегировали в региональное отделение общества «Знание» своих представителей. Мы создали лекторскую группу, в нее входят около 70 докторов и кандидатов наук, и каждый из них – эрудированный специалист, личность.
Р.В. – Но конкуренцию в интернете никто не отменял. На чем основывается уверенность в том, что слушать и смотреть будут лекторов общества «Знание», а не популярных блогеров?
А.М. – Действительно, за внимание аудитории предстоит побороться. Что дает уверенность в своих силах, так это компетентность и профессионализм лекторского состава. У людей накопилась усталость от псевдонаучного контента различных сетевых ресурсов. Запрос на достоверность, научную обоснованность выводов очень высок в обществе, и его необходимо удовлетворять.
Вузовская молодежь проявит интерес к деятельности общества «Знание», потому что студентам захочется увидеть своих преподавателей в новом качестве.
Р.В. – Когда мы раньше писали об обществе «Знание», то всегда подчеркивали ценность очных встреч лектора и слушателей. Теперь видим, что акцент сделан на сетевое взаимодействие. Ничего не поделаешь – жизнь изменилась. С другой стороны, наверняка что-то важное, невосполнимое будет утрачено.
А.М. – Предавать забвению старые формы работы мы не будем. У студентов есть потребность в живом общении с преподавателем, когда можно подискутировать, проявить себя, с чем-то не согласиться, в чем-то усомниться и тут же сказать об этом во всеуслышание. Вместе с тем – и в этом я убеждаюсь все больше и больше – боязнь дистанционного общения исчезает. Люди, которые хотят получать знания, неплохо себя чувствуют в этой среде. Она для них не только не помеха, но и в какой-то степени – подспорье в получении дополнительного образования. Для тех, кто привык к устоявшимся формам общения, мы предлагаем традиционные форматы, например, цикл передач на радио под условным названием «Ученый у микрофона» или беседы в студии регионального телеканала. Нам важно охватить все возрастные аудитории.
Ситуация в обществе складывается непростая. В конфликте отцов и детей мы впервые можем не найти точек соприкосновения, так как кроме психологических и мировоззренческих возникли и технологические барьеры. Старшие должны вести за собой младших, передавая свой опыт, но сейчас сделать это довольно трудно, потому что технологически младшие вырвались вперед. Над преодолением этого разрыва нам предстоит поработать.
Мы ориентируемся как на региональные, так и на федеральные проекты, к которым присоединимся, например, «Библиотеки как центры цифровой грамотности», «Цифровой куратор». В РГУ уже запустили программу подготовки специалистов, помогающих интегрироваться в электронную среду, но теперь, благодаря обществу «Знание», можно выйти на новый уровень обучения. Среди новых форм – участие во Всероссийских образовательных марафонах с интерактивными площадками и лекциями ведущих специалистов по различным отраслям знаний, интеллектуальные состязания. Кстати, команда студентов РГУ готовится к участию в полуфинале Всероссийского квиз-марафона «Знание». Обратная связь поможет нам выявить основные запросы населения. Наши лекторы готовы давать знания практически по всем научным направлениям и здоровому образу жизни.
Р.В. – Андрей Иванович, а свой лекционный план вы уже составили?
А.М. – Мне хотелось бы осветить актуальные изменения в системе высшего образования. Есть целый пласт тем по отечественной истории, затрагивающих основополагающие черты национального самосознания.
Нельзя обойти вниманием и современные международные отношения, роль нашей страны в мире, где биполярность сменилась многополярностью. Я разделяю точку зрения декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Александровича Караганова, считающего, что основное назначение России на международной арене сейчас – быть гарантом безопасности и стабильности, ключевым звеном в системе сдержек и противовесов. Мы пришли к такой модели мира, когда военные потенциалы стран уже не могут быть решающим аргументом в различных спорах. Сейчас многие страны воспринимают Россию инициатором нового витка мирового развития. Вот об этом мне и хотелось бы порассуждать. Но прежде – самому погрузиться в материал, обобщить высказывания ведущих экспертов по международной политике, соотнести их с собственными представлениями. Просвещение других начинается с просвещения самого себя. В этом и заключается смысл общества «Знание».
Р.В. – Спасибо вам за беседу!
Основное назначение России на международной арене сейчас – быть гарантом безопасности и стабильности, ключевым звеном в системе сдержек и противовесов
Беседовал Димитрий Соколов













Купить электронную копию газеты