С 1 января 2022 года действуют новые требования к организации.
и осуществлению регионального государственного строительного надзора
Об изменениях рассказывает начальник Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области Елена Пырикова.
– В новом законодательстве большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям: информированию, объявлению предостережения, консультированию, профилактическому визиту, что позволят застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве. Уже при подаче извещения о начале строительства инспекцией вместо первой организационно-правовой проверки проводится профилактический визит и консультирование всех его участников. В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры не заменяют проверочные мероприятия, и будут проводиться только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.
Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе прокуратуры РФ ЕРКНМ. Органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор. Он размещается на официальном сайте Госстройнадзора Рязанской области. Объект капитального строительства включается в реестр при подаче извещения о начале строительства.
В законе определены случаи, при которых госстройнадзор не осуществляется, и объект капитального строительства не включается в Реестр. Например, если при приеме извещения о начале работ будет установлено, что приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка. В надзор не берутся объекты, начатые до направления извещения о начале строительства. Не включается в Реестр извещение о начале строительства, если оно подано ненадлежащим лицом, без приложенных необходимых документов, если объект не подлежит государственному строительному надзору. В этих случаях извещение и документы возвращаются подавшему их лицу. Объект не включается в Реестр, и надзор за этими объектами не осуществляется.
Еще одно изменение, это расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней. Основанием является завершение выполнения работ, которые подлежат проверке (этапа работ), завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Основанием для проведения проверки этапа работ служит извещение застройщика, либо лица осуществляющего строительство, о завершении работ, указанных в программе проверок. А основанием для итоговой проверки является только дата, указанная в программе. Если фактическая дата завершения строительства не соответствует указанной дате, то застройщик должен обратиться в инспекцию с извещением о переносе сроков проверки.
После завершения строительства или реконструкции органом госстройнадзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.
Кроме надзорных мероприятий, новым законом дополнены основания проверок.
Это наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда, если президент РФ, правительство поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц, если прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, когда истек срок исполнения предписания об устранении нарушения обязательных требований.
Важно для застройщиков. Еще недавно служба стройнадзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации. Поводом могло быть обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и т.д. После вступления в силу ФЗ № 248 проведение таких внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой Рязанской области.
Органу госстройнадзора вменяется новая функция – осуществление контроля за соблюдением порядка осуществления строительного контроля.
Это сделано для усиления функции строительного контроля как со стороны застройщика, так и лица, осуществляющего строительство. Часто в ходе проверок наблюдаются случаи, когда в актах освидетельствования скрытых работ отсутствуют подписи представителей строительного контроля, или строительный контроль осуществляют лица, сведения о которых не включены в национальный Реестр специалистов в области строительства. Такой контроль осуществляется формально. Не своевременно вносятся изменения в проектную документацию. Не заполняются соответствующие разделы общего журнала работ. Теперь за эти нарушения будут возбуждаться дела об административном правонарушении и соответственно, применяться административная ответственность.
Орган государственного стройнадзора будет осуществлять контроль за соблюдением консервации объектов.
Напомню, что в соответствии со ст.52 ГКРФ при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капстроительства и известить об этом инспекцию строительного надзора.
Еще одно новшество строительного надзора – это осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.
В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, стройнадзор в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей.
О цифровизации в строительной отрасли
Одной из национальных целей развития РФ определена цифровая трансформация. Поставлена задача – обеспечить достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе и строительной. Основное – создание единого информационного пространства отраслей строительства и ЖКХ, предназначенного для внедрения технологий безбумажного взаимодействия на всех этапах жизненного цикла. Технология предусматривает полный переход на исключительно электронный обмен информацией между всеми участниками отрасли, начиная с выбора участка под строительство до окончания эксплуатации объекта.
С 1 января текущего года государственные застройщики и заказчики должны обеспечивать формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства при заключении договора о подготовке проектной документации для строительства или реконструкции объекта, финансируемых с привлечением бюджетных средств. Далее это требование будет распространяться на все объекты капитального строительства.
В настоящее время инспекция стройнадзора имеет возможность принимать, а застройщики подавать извещение о начале строительства в электронном виде через единый портал госуслуг. Идет работа по созданию ГОСТа «Документация исполнительная. Оформление и ведение исполнительной документации в электронном виде». В настоящее время данный документ прошел стадию публичных слушаний, по результатам которых подготовлена окончательная редакция с учетом принятых замечаний.
По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить, какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него. И видеть результаты этих мероприятий.