№32 (6336) от 30 апреля 2025
Председатель ОП РО Наталья Гришина приняла участие в заседании президиума Совета по взаимодействию Общественной палаты РФ с Общественными палатами субъектов Российской Федерации
В ходе встречи обсуждались основные задачи и стратегии развития среднего специального образования.
Заседание Совета общественных палат России прошло на площадке Гатчинского государственного университета. Регионы могли подключиться к диалогу по видеосвязи.
Сфера СПО охватывает более 3,3 млн обучающихся. 2,2 млн получают образование за счёт бюджетных средств. Стратегия развития СПО предусматривает постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования, укрепление финансовой устойчивости учреждений и повышение квалификации преподавательского состава. Основная цель – обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами.
С 2017 года в системе СПО введён демонстрационный экзамен, его сдали около 300 тысяч человек. На экзамене создаются реальные производственные условия, чтобы выпускник смог подтвердить свои знания и показать навыки в выполнении практических задач. Такой экзамен позволяет увидеть реально сформированные компетенции учащихся и оценить их соответствие требованиям работодателей. Преимущества этой формы аттестации в том, что упущения в программах подготовки видны сразу и их можно корректировать.
На заседании поднималась тема инклюзивного образования. Проект «Абилимпикс» направлен на создание условий для обучения детей с особенностями развития. Создано 130 базовых профессиональных образовательных организаций в 85 субъектах РФ в сфере инклюзивного образования.
– В перспективе необходимо разработать атлас доступных профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ, сформировать перечень востребованных профессий, – отметила член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки, директор Оренбургского педагогического колледжа Ольга Сальдаева.
Большие надежды возлагаются на профессионалитет, обеспечивающий тесную связь с производством ещё на этапе обучения. О перспективах говорила Ольга Сальдаева. Возможно сокращение сроков обучения и более тесное взаимодействие с работодателями. Выпускник должен стать более мобильным и адаптированным к меняющимся условиям рынка труда.
Неоднократно подчеркивалось, что сроки обучения избыточные. Несмотря на длительные сроки подготовки, около половины опрошенных работодателей не удовлетворены уровнем подготовки выпускников в СПО. Однако далеко не все они готовы вкладываться в обучение экспертов. Для развития системы подготовки кадров нужны надёжные бизнес-партнеры.
Члены Совета Общественных палат подняли актуальную тему отношения к труду в обществе. Сильно изменилась ценностная иерархия среди молодёжи. Молодые люди хотят получать большие деньги, особо не напрягаясь. Поэтому среди основных задач образовательных учреждений становится формирование осознанной ориентации на труд. Залог успеха – верный выбор профессии и желание работать по специальности.