№6 (5911) от 29 января 2021
Новый спектакль «Сирано. Экспозиция» Рязанского театра драмы доказывает: комплексы ломают жизнь
Современный театральный зритель хочет, чтобы с ним говорили не просто на одном языке, а лично о его проблемах, страхах и надеждах. Чтобы устроить такой разговор, режиссеры могут ставить пьесы новых драматургов – а могут показать в особом ракурсе классическую историю. Именно такой подход выбрали в Рязанском театре драмы.
Постановка Евгения Маленчева по сценарию Юлии Поспеловой – это версия «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. И в ней нет пафосных речей и сражений (если только чуть-чуть, для создания комического эффекта). Но есть медленное, теплое и немного печальное размышление о том, как важны смелость и вера в себя.
Новый Сирано в блестящем исполнении Андрея Блажилина – не легендарный воин и поэт, а тучный стеснительный экскурсовод. И в классической, и в современной версии аудитории прямо-таки тычут в лицо недостатком главного героя. Вот только ростановский Сирано горяч и не упускает возможности сразиться с каждым, кто посмеется над его большим носом. А на сцене театра драмы мы видим человека, закрытого от мира и его впечатлений броней из собственных комплексов. И главная доблесть этого Сирано, пожалуй, лишь в том, чтобы блеснуть красноречием на открытии выставки и затмить коллегу. В это время личная жизнь остается даже не на нуле, а ниже нуля. Руководительница выставочного отдела Роксана не замечает Сирано, зато влюбляется в нового администратора Кристиана. И экскурсовод зачем-то решает не отбрить конкурента, а помочь ему признаться Роксане в любви…
Вся эта неспешная и как будто бы камерная постановка – в конечном счете о принятии себя. Но не слепом – иначе мы получаем кондитера Рагно, который служит при галерее и искренне недоумевает, почему его талант никто не ценит, а жена ушла к другому. Речь о том принятии, когда человек стремится подчеркнуть свои достоинства и борется с недостатками, которые мешают жить. А Сирано ничего не делает с лишним весом и уже 15 лет не может признаться в чувствах к любимой женщине. И весь праздник жизни, который на сцене выражается то экспрессивным танцем под хит группы Coldplay, то совместным просмотром футбольного матча, проходит мимо. А знаменитый нос в наши дни оборачивается нелепым, но все же интересным музейным экспонатом, который можно воспринимать как угодно.
И в завершение: песня Scientist («Ученый»), которая проходит рефреном через весь спектакль, тоже рассказывает о несчастном влюбленном. Но и этот герой пассивен: прося любимую вернуться, он только ждет, но не действует. А если руководствоваться таким подходом в жизни, то недолго и самому остаться с носом.
Татьяна Кармашова
Фото пресс-службы Рязанского театра драмы














Купить электронную копию газеты