Сын крепостного Ефим Грушин писал портреты императоров и крестьянок
И художников, случается, забывают. А потом происходит цепь событий, благодаря которым человек возвращается к нам из прошлого. Так произошло с художником и этнографом Ефимом Фаддеевичем Грушиным.
После войны инженера и преподавателя одного из нижегородских институтов Николая Петровича Борисова пригласили на работу в Ленинград. Сначала он преподавал в военной академии, потом стал профессором кораблестроительного института. Все время Борисов увлекался краеведением Русского Севера. Когда увидел в комиссионном магазине картину неизвестного ему художника, заинтересовался. Вскоре уловил ту же манеру в другой работе – «Погибшая нива» в Музее истории религии и атеизма. Узнал, как зовут автора, – Ефим Фаддеевич Грушин. Разыскал в Ленинграде родственников живописца, увидел другие его работы, прочитал дневники. Так появилась в 1986 году статья в газете «Приокская правда», которая называлась «Должен числиться крестьянином». Она о художнике Ефиме Грушине, который родился 19 октября 1861 года в селе Свинчус тогда Касимовского уезда.
Он действительно был сыном крепостного крестьянина Фаддея Егорова (Егоровича) Грушина. Правда, был Фаддей Егорович не только землепашцем. Ходил он бурлаком по Волге и Оке, руководил бурлацкой артелью. А его отец до пожара Москвы 1812 года и вовсе лавки держал, торговал красным товаром.
В 1885 году Ефиму Грушину 24 года. Он просит крестьянское общество дать ему бумагу на право поступления в Академию художеств. А это значит, что земли за ним в Свинчусе нет, а престарелым родителям он обязуется выплачивать на пропитание 50 рублей в год. Свидетельство ему крестьянский мир выдал с условием, что по окончании учебного заведения он будет числиться крестьянином. Сословное устройство тогда в России было незыблемым.
С 1886 по 1895 год Е. Грушин был вольнослушателем Академии художеств, учился у В. Маковского. Окончив обучение, он остался в Петербурге, преподавал рисование в гимназии и в техническом училище на Охте. Еще во время обучения он написал копии портретов Петра Первого, фельдмаршалов Салтыкова и Румянцева по заказу Академии генштаба. Позже эти работы были приобретены Эрмитажем.
Ефим Фаддеевич на лето приезжал в родное село. Писал крестьян, собирал народные костюмы, головные уборы, украшения. В селе Свинчус уверены, что он писал иконы для Покровского храма и церквей окрестных сел. А еще Грушин всю жизнь вел записи песен, обрядов, плачей, делал зарисовки народных костюмов, то есть работал как этнограф. Часть его коллекций сохранилась в Касимове, другая часть – в шиловском этнокультурном центре «Заряна». Та давняя статья в областной газете заставила земляков Е. Грушина узнать подробности о его семье, найти могилу художника. Ведь умер живописец в родном селе, перебравшись сюда после революционных событий 1917 года. Произошло это в 1932 году. А рассказать о художнике Ефиме Фаддеевиче Грушине нам помог материал Сергея Викторовича Хавронина, который очень много делает для изучения прошлого, сохранения своего села и окрестных храмов. Несколько лет назад в Шилове небольшим тиражом вышли этнографические очерки Е.Ф. Грушина, изданные центром «Заряна». И это тоже способствует сбережению памяти об этом человеке.