№92 (6097) от 7 декабря 2022

8 декабря 1992 года указом Президента было образовано Казначейство России. Завтра ему исполняется 30 лет. О пути развития казначейства в стране и нашем регионе мы беседуем с руководителем Управления Федерального казначейства по Рязанской области Александром Ивановичем ­ПАНКОВЫМ.

– Александр Иванович, мы отмечаем 30-летие казначейской системы России. А кто выполнял казначейские функции ранее?

А.П. – За перемещением денег – доходами и расходами государственной казны – обстоятельно и подробно начали следить еще при Иване III – тогда был создан Казенный приказ – прообраз известного нам сейчас Казначейства. При Петре I казначейская служба усложнилась. Доходами империи стала ведать Камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия. Отдельная функция была возложена на Ревизион-коллегию – где казначеи следили за исполнением смет по доходам и расходам государственной казны. Начиная с 1775 года по инициативе Екатерины II в стране стали создаваться Казенные палаты. Говоря современным языком, государственные исполнительные финансовые органы. Им вменялось обеспечение самых «верных и обстоятельных сведений о государственных доходах и расходах». В их ведении находились губернские и уездные казначейства.
А уж совсем экзотическим занятием был учет податного населения. Для этого использовались не менее экзотические документы – ревизские сказки – статистические документы с информацией о семье.
Четкую структуру казенных палат, уездных казначейств и нормативную базу для них создал Алексей Иванович Васильев – тогда обер-секретарь 3-го Департамента Сената. Позже, именным указом Императора Павла I, он был назначен Первым государственным казначеем.
В 1778 году образованы Рязанская губернская казенная палата и подведомственные ей Губернское казначейство и 13 уездных казначейств. Размещались они (без уездных казначейств) в здании Присутственных мест на Ильинской площади (ныне Соборная площадь).
В 1801 году в результате очередной реформы вместо коллегий были образованы Министерства. Годом позже появилось профильное Министерство финансов. А его руководителем стал упомянутый выше Первый российский казначей Алексей Иванович Васильев. Через два десятка лет в ведомстве появился и отдельный Департамент государственного казначейства. Под его руководством проведена назревшая к тому моменту кассовая реформа, внедрен принцип единства кассы, ликвидированы ведомственные казначейства при Министерствах.
Сфера деятельности и структура казначейств постоянно расширялись, при них даже были учреждены Сберегательные кассы. Например, в Рязанской губернии действовала Михайловская государственная Сберкасса при казначействе и государственная Центральная сберегательная касса при Ряжском уездном казначействе.
Уже в советской России в 1918 – 1919 годах Департамент государственного казначейства и местные казначейства объединились с Народным банком РСФСР.
Менялась страна, изменялись и функции казначейства. Сначала они были рассредоточены между целым рядом ведомств и служб: Наркомфином СССР (позднее Минфином СССР), Госбанком СССР и другими. Позже Государственное казначейство, как отдельная структура в Минфине, и вовсе прекратило свою работу. Кассовая реформа 1925–1928 годов окончательно завершила перевод казначейской системы кассового исполнения бюджета на банковскую. А Казначейская служба в России на целых семь десятилетий прекратила свое существование.
Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 «О федеральном казначействе» положил начало воссозданию казначейской системы в Российской Федерации.

– Что представляет собой Казначейство России сегодня, и что дало стране ее возрождение?

А.П. – За прошедшие 30 лет пройден непростой, но яркий путь развития, который, по сути, начинался «с нуля».
Сейчас Казначейство России – это мощная платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований. Оно обеспечивает надежность, устойчивость и прозрачность финансовой системы страны. Пожалуй, ключевой функцией является казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы России всех уровней. Таким образом, операции со средствами всех бюджетов учитываются на счетах в территориальных органах казначейства в каждом субъекте нашей страны.
Но, конечно же, только казначейским обслуживанием бюджетов наш круг задач не ограничивается. Казначейство России выполняет множество других функций.
Среди них, помимо названной, стоит отметить учет и распределение поступлений между бюджетами всех уровней,
управление остатками временно свободных средств на едином казначейском счете, выдача бюджетных кредитов субъектам России и муниципальным образованиям, казначейское сопровождение средств. Казначейство осуществляет контроль в сфере закупок, выступает оператором многих компонентов системы «Электронный бюджет» в рамках проекта «Открытое правительство», осуществляет операции со средствами Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь.

В последнее десятилетие казначеям были доверены еще несколько важных функций. Это контрольно-надзорная деятельность, которую осуществляют органы Федерального казначейства после упразднения Росфиннадзора, а также централизованный бухгалтерский учет, включая начисление и выплату заработной платы сотрудникам исполнительной власти, деятельность которых курирует Правительство Российской Федерации.
Концентрация в руках казначейства всех государственных и муниципальных финансов, во-первых, обеспечивает максимальный уровень безопасности этих средств, а во-вторых, благодаря единой централизованной информационной платформе позволяет узнавать точные сведения о состоянии финансов не только на федеральном или региональном уровне, но и на уровне самого удаленного муниципалитета, и даже отдельного государственного или муниципального учреждения.
Хочу отметить, что Федеральное казначейство показывает один из лучших результатов в мире по эффективности управления временно свободными средствами. Так, в результате использования современных финансовых инструментов, казначейство заработало для государства в 2020 году 191 миллиард рублей, а в 2021, с внедрением системы казначейских платежей, результат превысил 230 миллиардов рублей. По итогам текущего года и этот результат будет существенно улучшен.

– А в чем суть системы казначейских платежей и как изменилась работа ведомства с ее внедрением?

А.П. – Создание системы казначейских платежей – это один из самых масштабных проектов Казначейства России последнего десятилетия. Он затронул всех, кто взаимодействует с сектором государственного и муниципального управления. Основная идея реформы – ускорить движение бюджетных средств и сократить число единообразных бухгалтерских проводок, снизив нагрузку на платежную систему Банка России. Более 50 тысяч отдельных счетов в Центральном банке превратились в казначейские счета внутри Федерального казначейства. Новая система платежей существенно сокращает сроки зачисления доходов в бюджеты и переводов между ее участниками.

– Сколько учреждений обслуживает непосредственно Управление Федерального казначейства по Рязанской области?

А.П. – Управление обслуживает 1722 организации всех уровней бюджетов, из них 158 – федерального уровня, 330 – областного уровня, 1171 – муниципального уровня, 3 учреждения государственных внебюджетных фондов, 60 юридических лиц, лицевые счета которых открыты в рамках казначейского сопровождения. Всего Управление ведет 6134 лицевых счета своих клиентов. Конечно же, взаимодействие со всеми клиентами обеспечивается исключительно в электронном виде.

– А есть ли какой-либо экономический результат от применения казначейских технологий для нашего региона?

А.П. – Безусловно. Во-первых, с внедрением этой системы казначейство стало зачислять в доход региональных бюджетов средства, заработанные от управления остатками средств на едином казначейском счете, проще говоря, проценты от размещения свободных остатков на депозитных счетах в банках. В минувшем 2021 году в бюджет Рязанской области было зачислено свыше 630 миллионов рублей дополнительных доходов, а только за 9 месяцев текущего года – 1,7 миллиардов рублей, а по итогам года ожидаем, что результат превысит 2 миллиарда!
Во-вторых, Федеральное казначейство предоставляет бюджетные кредиты на срок до 240 календарных дней по символической ставке 0,1 процента годовых. Преимущество в виде низкой стоимости заемных средств по сравнению с банковскими кредитами очевидно. Цель – оказание поддержки региону и муниципалитетам, а не получение дополнительных доходов в федеральный бюджет.
Но это еще не все. Управление предоставляет региону и муниципалитетам самые современные механизмы управления ликвидностью единых счетов бюджетов. Благодаря их применению на единый счет областного бюджета Рязанской области привлекается за год в среднем три миллиарда рублей со счетов областных бюджетных и автономных учреждений. Аналогичный механизм применяется в отношении счетов ряда муниципальных образований, которые приняли такое решение.
Хочу отметить, что полученные результаты являются следствием качественного, эффективного, профессионального взаимодействия с командой правительства Рязанской области и, в первую очередь, с министерством финансов.

– Произошли ли какие-нибудь изменения в контрольно-надзорной деятельности после передачи этой функции от Росфиннадзора казначейству?

А.П. – Происходит изменение парадигмы контрольной работы: от выявления нарушений и поиска виновных казначейство стремится перейти к предупреждению и недопущению подобных случаев. Этому способствует риск-ориентированный подход в планировании контрольной деятельности. Он реализуется на платформе принципиально нового программного продукта – Автоматизированной системы планирования контрольной и надзорной деятельности Федерального казначейства, который охватывает все стадии жизненного цикла контрольного мероприятия: от планирования до анализа итогов.

– Сказывается ли та турбулентность, которая происходит в мире в последние годы, на работе Федерального казначейства?

А.П. – Что касается периода пандемии, то наше Управление, несмотря на перевод многих сотрудников на удаленную работу, исполняло все возложенные функции в полном объеме. Более того, именно в этот сложный период шла финальная подготовка и началось внедрение упомянутой мной выше системы казначейских платежей. Особое внимание уделялось проведению срочных выплат врачам и другим работникам, которые были на передовой в борьбе с инфекцией. Нередко наши сотрудники работали в ночную смену, в выходные и праздничные дни, чтобы провести необходимые платежи медицинских учреждений и представить в правительство актуальную информацию о выплатах.
Что касается нынешних реалий, то в зоне нашего особого внимания – максимально быстрое проведение выплат мобилизованным, а также оплата расходов по пребыванию из новых субъектов России на территории Рязанской области.
Ну и конечно, наш сплоченный коллектив занимает активную гражданскую позицию, поэтому на постоянной основе проводим сборы гуманитарной помощи нашим военнослужащим, гражданам, находящимся в зоне боевых действий. Недавно в Управлении среди сотрудников была проведена акция «Своих не бросаем», в рамках которой наши сотрудники и их дети подготовили рисунки, а также письма солдатам, посвященные защитникам Донбасса, их мужеству и стойкости. Взаимодействуем и с региональным отделением Общероссийского народного фронта.

– Александр Иванович, какие задачи стоят перед Казначейством России в будущем?

А.П. – Наша система непрерывно находится в развитии. Это связано и с совершенствованием уже освоенных функций, и с решением новых задач.
Из наиболее глобальных целей следует отметить уже начавшееся внедрение различных компонентов системы «Электронный бюджет». Это сложный и масштабный проект, предусматривающий перевод бюджетного процесса на новую информационную платформу, обеспечивающую повышение его открытости и доступности. Это означает, что деятельность органов власти от составления проекта бюджета до его исполнения и контроля становится максимально прозрачной и для участников бюджетного процесса, и для общества в целом. Во главе угла стоит обеспечение прозрачности каждого выделенного бюджетного рубля с оценкой эффективности и результативности произведенных расходов.
Казначейство России находится уже в середине пути трансформации от роли кассира к более сложной и амбициозной роли эксперта и аналитика.

– Александр Иванович, что бы вы хотели пожелать своим коллегам и ветеранам службы в преддверии 30-летия Казначейства России?

А.П. – За прошедшие 30 лет со дня воссоздания казначейства России наш коллектив фактически стал казначейской семьей. Сотрудники – единомышленники, которые искренне и самоотверженно служат важной государственной миссии – способствовать лидерству России в мире по качеству управления общественными финансами во благо граждан.
Хочу поблагодарить всех моих коллег в Управлении, а также находящихся на заслуженном отдыхе ветеранов за профессионализм, энтузиазм, преданность делу. На этих качествах держится вся наша система. Хочу пожелать всем вам, вашим родным и близким отменного здоровья, благополучия и успехов в нашем общем деле!

Беседовал Михаил Андреев


Самое читаемое