Классная работа


60

№92 (5896) от 27 ноября 2020

Рязанская учительница Татьяна Горбунова победила на всероссийском конкурсе «Педагогический дебют»

Скорость жизни и восприятия информации, разносторонние знания и интересы, отношение к высоким технологиям как к необходимой части повседневности – все это о современной молодежи. И той, что еще учится, и той, что уже преподает. Такова и учительница начальных классов Листвянской средней школы Рязанского района Татьяна Горбунова. Ее педагогические наработки, любовь к детям и стремление к самосовершенствованию высоко оценило жюри всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Татьяна Владимировна стала лучшей в номинации «Молодые классные руководители». И сегодня она рассказывает о работе с современными детьми, важности практических знаний и планах на будущее.

Образ, любимый с детства

Еще в детстве, обучаясь в школе № 51, Татьяна Горбунова ценила и уважала труд педагогов. Ее вдохновлял пример первой учительницы Натальи Анатольевны Селивановой. «Она навсегда в моем сердце, – признается Татьяна Владимировна. – К моменту окончания девятого класса я уже поняла, чему хочу посвятить жизнь, и поступила в педагогический колледж». Затем было обучение в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина – и первая встреча с учениками Листвянской средней школы. Там молодой педагог работает уже три с половиной года. Правда, для этого приходится тратить на дорогу из Рязани и обратно немало времени. Но Татьяне Владимировне все нравится.
«В нашей школе всего 300 учеников, и у нас очень сплоченный коллектив, а родители принимают большое участие в школьной жизни, – объясняет она. – Мы с ребятами проводим различные мероприятия, выезжаем в музеи, готовимся к конкурсам – например, «Слово доброе посеять…». Мне нравится работать именно с младшеклассниками, формировать личность, давать жизненные ориентиры. До более крупных конкурсов нам еще предстоит расти… Но творчества у нас много уже сейчас».
А еще педагог считает важнейшей частью обучения формирование у детей бытовых навыков. «Школьник должен не только грамотно читать, писать и считать. Важно грамотно посчитать сдачу в магазине, уметь копить, помогать по хозяйству и так далее, – уверена Татьяна Владимировна. – До пандемии мы даже устраивали в школе «дни профессий»: родители приходили и рассказывали о своем опыте работы и задачах. Ребенку важно учиться взаимодействовать с миром, чтобы однажды найти в нем свое место и призвание».

Уверенная победа

В «Педагогическом дебюте» Татьяна Горбунова хотела принять участие давно. В прошлом году она выиграла сначала муниципальный, а затем областной этапы и должна была отправиться на федеральный – но из-за коронавируса подготовка и подача документов затянулись. Татьяну Владимировну готовили методисты из муниципалитета, а также специалисты Рязанского института развития образования.
Для заочного этапа нужно было представить разработку образовательного проекта, презентацию о своем опыте работы и план внеклассного занятия. Затем настало время дистанционной работы с жюри: Татьяна Владимировна провела в Zoom открытый урок на тему 75-летия Великой Победы для школьников из Санкт-Петербурга. И, наконец, на очном этапе необходимо было делиться своими наработками с коллегами со всей страны, а также выступить с речью.
В суперфинале, вспоминает моя собеседница, участники развернули масштабную дискуссию о будущем российской образовательной системы. Финалистам было предложено порассуждать о том, какие меры помогут вывести нашу страну в десятку лучших по уровню образования. И доводы Татьяны Горбуновой убедили ее собеседников и судей. «Мне всегда нравилась фраза «Кадры решают все», – улыбается Татьяна Владимировна. – Прежде всего, я считаю, что нужно вернуть систему распределения для педагогов. Ведь сейчас подавляющее большинство выпускников педагогических вузов не приходят работать в школы! Думаю, студентам нужно более осознанно относиться к получению высшего образования. Вторым моим тезисом стал упор на практические навыки в работе с детьми. Знания, полученные в школе, должны быть не абстрактной базой, а подспорьем в жизни. И еще один важный момент: ученикам нужно создавать «ситуацию успеха», когда каждый ребенок может понять, что у него большой потенциал. Вера в себя творит чудеса».

Оставаться на связи

А что думает об условиях работы молодого учителя сама Татьяна Горбунова?
«Я работаю в сельской школе, и у меня хорошая зарплата, – признается педагог. – Но для этого я беру много ставок: помимо основных часов, веду в других классах физкультуру и музыку, а также работаю старшей вожатой. Если учитель работает на совесть, с полной отдачей – он получает приличные деньги. Правда, и устаешь от такой нагрузки сильно… А отдыхаем мы с мужем активно: ходим в турпоходы, встречаемся с друзьями. Природа и интересная компания помогают «перезагрузиться».
Переход на онлайн-обра-зование во время пандемии – непростой вызов, особенно для учеников на селе, но Татьяна Горбунова уверена: справиться можно со всем, главное – не терять контакт и поддерживать детский интерес. Во время карантина Татьяна Владимировна вела уроки на специально разработанной площадке, а также устраивала внеклассные часы в Zoom. «Да, проводить почти весь день онлайн непросто, хотелось повидать каждого из ребят хотя бы по видеосвязи, – вспоминает моя собеседница. – Я считаю, что онлайн-образование может быть подспорьем, но не основным форматом работы. К примеру, ребятам, которые пропустили уроки по болезни, это будет важно. Но классический урок у доски, проверку заданий, личное общение ничто не заменит. Как учителю проверить тетрадь по фотографии? А как ребенку делать уроки, когда у него несколько братьев и сестер, а компьютер в семье один? Справлялись как могли – и выдержали, за что я очень благодарна и ребятам, и их родителям. А я старалась проводить уроки в игровой форме, чтобы всем было интересно. Ученик всегда чувствует настрой и заинтересованность учителя».
Татьяна Горбунова благодарна «Педагогическому дебюту» за возможность повысить профессиональную квалификацию. В дальнейшем она планирует участвовать в конкурсах «Инноватика. Образование. Мастерство», «Учитель года» и других: «Хочется и далее достойно представлять Рязанскую область, хочется развиваться и становиться лучше. Потому что это помогает не только мне, но и моим ученикам. Главное – не останавливаться на достигнутом!»

Татьяна Кармашова
Фото из личного архива Татьяны Горбуновой