№42 (6346) от 11 июня 2025
В послевоенные годы да и еще на много десятилетий вперед жизнеутверждающая и мотивирующая киносказка «Золушка» стала самым цитируемым в нашей стране фильмом.
С ее созданием связано немало мифов и легенд, а вот настоящие факты и реальные истории съемок этой киноленты, жизни ее актеров и всей съемочной группы, к сожалению, всё еще остаются за кадром.
Это не просто детская сказка
Уже многие рязанцы посетили в РИАМЗ мультимедийную выставку «Так и быть! Остаюсь» (0+), посвящённую жизни и творчеству актёра Эраста Гарина. В этом большом проекте, который реализуется на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив, его автор Ксения Паначёва задействовала не только и не столько экспонаты. Ставка в том числе была сделана и на лекционные встречи. Рязанцы узнали как о самом Гарине, так и об артистах, с которыми он работал, о театрах, включая Рязанский ТЮЗ, где он трудился, об эпохе, в которой жил и творил, а также об истории кинематографа тех лет.
Очередная удивительная встреча, что пройдет в середине июня, будет посвящена самому известному фильму, в котором снялся Гарин – «Золушке» (0+).
– Конечно, Эраст Гарин – это больше, чем просто Король, – рассказывает Ксения Паначёва. – А «Золушка» – не просто детская сказка, а фильм с глубоким философским смыслом. Да и Евгения Шварца, написавшего сценарий для фильма, детским писателем сложно назвать. В каждом его произведении есть аллегории, понятные зачастую только взрослым. Так сложилось, что над «Золушкой», в которую были влюблены и взрослые, и дети, работал потрясающий коллектив единомышленников, о которых я и хочу рассказать на лекции. Каждый участник этого послевоенного проекта внес в киноленту что-то своё. И сложился такой волшебный пазл: вынь лишь одну детальку, убери лишь одного человека, – и всё посыплется. Можно сказать, что получилось это яркое и запоминающееся «произведение искусства» только благодаря тому, что к нему в равной степени приложили руку не только Эраст Гарин, Фаина Раневская и Янина Жеймо, о которых мы, конечно же, больше всего знаем. Но и прекрасный дуэт режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, художники по костюмам и декорациям Николай Акимов и Исаак Махлис, новатор и изобретатель технологии комбинированной съемки Борис Горбачев, композитор Антонио Спадавеккиа и исполнители песен Любовь Чернина и Юрий Хочинский, балетмейстер Александр Румнев. И многие-многие другие участники проекта, оставшиеся за кадром.
Радужный отсвет салюта
Кто-то из создателей фильма знал друг друга задолго до съемок «Золушки», кто-то снимал совместные проекты и после выхода картины. Обо всех этих людях и их судьбах Ксения обязательно расскажет на лекции, в надежде, что при будущем просмотре ленты у зрителей сложится полная картина того, как создавался этот советский шедевр. Что рязанцы обязательно обратят внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей, с большим вниманием отнесутся к декорациям и костюмам, которые в послевоенные годы собирали по всем питерским театрам, а также более благосклонно примут «раскрашенный» в 2010-м вариант картины – ведь, по задумке Шварца, кинолента должна была выйти именно в цвете, чему помешал дефицит нужной пленки.
Показ самого фильма на лекции «Золушка. Быль и сказка» не планируется. Зато гостей РИАМЗ ждет встреча с уникальными иллюстрациями к фильму, которых нет в широком доступе. Получить их удалось благодаря трудам питерского исследователя кино, кандидата искусствоведения Петра Богрова. В его монографии «Золушка». Жители сказочного королевства», основанной на редких архивных документах, мемуарных источниках, письмах, интервью всех тех людей, что работали над созданием киноленты, есть и цветные эскизы к фильму. Именно по ним «Крупный план» и воспроизводил цветовую гамму своей колоризованной версии «Золушки», а известный советский и российский киновед и кинокритик Евгений Марголит назвал киноленту «этот радужный отсвет салюта Победы».
Екатерина Детушева