№2 (5907) от 15 января 2021
Мастеру-реставратору Александру Русакову старинные часы помогают изучать время
Чаще всего в своей жизни человек поглядывает на часы. Время можно растрачивать попусту, а можно проводить с пользой. Его можно экономить, им можно пренебрегать. Люди делятся своим временем и отнимают чужое. А еще о времени можно заботиться. Следить за тем, чтобы оно не отставало и не спешило, а шло синхронно с движением планет, секунда в секунду. Именно этим и занимается реставратор и коллекционер старинных интерьерных часов Александр Дмитриевич Русаков.
Знакомство с его богатейшим собранием не оставляет никого равнодушным. Хронометры вообще обладают удивительной силой воздействия на человека. А если они еще и с боем, с маятниками, фигурными стрелками, лакированными деревянными корпусами, украшенными инкрустацией, то будешь стоять рядом с этими произведениями искусства словно зачарованный, вслушиваясь в ход старинных механизмов… тик-так, тик-так. Так ли живем? Туда ли идем?
– Собирателей и знатоков старинных интерьерных часов в России немного. Гораздо меньше, чем коллекционеров карманных и наручных часов. Но хотя мы и малочисленная группа, зато очень дружная, помогаем друг другу, обмениваемся информацией на форумах. Радуемся, если кому-то удалось найти интересный экземпляр и отреставрировать, – Александр Дмитриевич подводит меня к одному из напольных хронометров с массивными гирями. – Фирма Комтуазе, Франция, вторая половина XIX века, штифтовой спуск Аманта. Но корпус нэповский, на 100 лет моложе механизма. Нужно привести его в порядок, – мастер придирчиво осматривает корпус, прикидывая объем работ. – Есть часы с пружинами, двигающими механизм, – поясняет он. – А эти, гиревые, считаются более точными, ведь сила притяжения груза к земле всегда одинаковая. Однако есть еще и цепь. Она, в зависимости от положения, влияет на вес гири и на погрешность механизма. У этих французских часов вместо тяжелой цепочки невесомая натуральная жила, что позволяет отнести их к разряду высокоточных, поверочных часов.
В коллекции Александра Дмитриевича большое количество настенных и настольных часов английских, немецких, французских, японских, американских и других производителей. Если завести их все сразу, то можно утонуть в звуках. А вот часы с подводной лодки – бесшумные, им тоже нашлось место на стене. Они напоминают мастеру о мечтах юности.
Александр был одиннадцатым ребенком в семье. Из глухой сибирской деревушки он поехал поступать в ленинградское морское училище, но сложилось не сразу. К своей мечте шел упорно. Окончил техническое училище балтийского судостроительного завода, а после службы в армии получил в ленинградском институте специальность судомеханика. Несколько лет его работа была связана с рязанским речным транспортом и гидротехническими сооружениями, пока дорога не привела в столярную мастерскую Дома художника. Узнав, что там есть хороший мастер, люди понесли Русакову на ремонт корпуса старинных часов. – Я и не заметил, как заболел часовой болезнью. Однажды пошел на барахолку подыскивать стекло на циферблат. Зацепился взглядом за какие-то старинные поломанные часы. Подумал – а ведь можно их вернуть к жизни. Обидно, когда пропадает чудесное творение человеческих рук. Начал покупать недорогие часы в «уставших» корпусах, чтобы их восстановить, и не заметил, как перешел психологический барьер, – хотелось чего-то более изысканного, редкого, а значит, и дорогого. Пришлось серьезно подтягивать свою квалификацию. В помощь мне была специальная литература, интернет-форумы и советы более опытных мастеров, с которыми быстро наладил контакты и подружился.
С тех пор и внутреннее время Александра Дмитриевича пошло по-другому. Оно стало более плотным, насыщенным постоянными поисками реставрационных идей. А кому нужны сломанные часы в красивом корпусе? Пришлось осваивать еще и механическую часть.
Особой страстью реставратора стали часы русских мастеров, чему способствовало знакомство с известным российским исследователем часового дела Олегом Александровичем Синегубкиным. Русских часов по сравнению с иностранными выпущено не так уж и много, а до наших дней дошло и вовсе незначительное количество.
– А вы знаете, что в середине XIX века Рязань входила в число наиболее развитых часовых центров России, наряду с Петербургом, Москвой и Тулой? – Александр Дмитриевич замечает, какое впечатление производит на меня этот факт, и продолжает рассказ. – Правда, в Рязани, как и во всей России, действовали не фабрики, а отдельные мастерские. Среди наиболее известных Константин Сгибнев и династия Топорковых (их часы хранятся в Государственном историческом музее). Сгибнев, например, представлял нашу страну на Всемирной торговой выставке в Париже в 1867 году. Мне так хотелось иметь их изделия в коллекции! Однажды на «Авито» я приобрел редкий экземпляр интерьерных часов. По стальной накладке на линзе маятника и прорезной стрелке удалось определить, что это работа Сгибнева – только ему был присущ такой почерк. Но это был еще не весь сюрприз. Выяснилось, что механизм часов сделал сам Владимир Топорков. В одном произведении сошлись два рязанских мастера!
– Александр Дмитриевич, вам бы экскурсии водить по музею старинных часов. Не приходила мысль создать его в Рязани?
– Идея полноценного музея в центре России витает давно, но уж очень хлопотное это дело – помещение нужно содержать, платить за аренду, коммунальные услуги. Единственный в стране музей русских часов есть только в Орле. Его экспонаты мы представляли в августе прошлого года на выставке в Сокольниках. О каждом экспонате своей коллекции могу рассказывать долго, погружаясь в историю России, дворянских усадеб и человеческих судеб. Наблюдать, как менялась мода, ведь часы отражали вкусы людей и веяния времени, их нужно было вписать в интерьер. То, что рязанские часовщики славились своими изделиями, – отдельная страница истории. И она нуждается в изучении. Интересно, например, узнать, историю башенных часов с колокольни Рязанского кремля и солнечных часов, которые стояли на площади Свободы, также судьбу астрономических часов, хранителем которых долгое время был педагогический университет. Хорошо бы собрать сведения обо всех часах, находящихся в рязанских усадьбах и музеях, и с их помощью заглянуть в прошлое. Чем больше реставрируешь старинные часы, тем отчетливее понимаешь, как скоротечна жизнь. Отпущенное человеку время ограничено, и вещи очень часто переживают своих хозяев. Поэтому стараешься не тратить время попусту. Старинные часы напоминают всем нам о его ценности и невозвратности.
Димитрий Соколов
На снимках: А.Д. Русаков и экспонаты его коллекции
Фото автора