Заметки с юбилейных «Смотрин»

Про что лично для меня эти «Смотрины»? Про ранимость человеческой души, про бесприютность нашу в огромном мире, где Луна и звезды одни на всех. Про то, как через боль надо учиться любить, не обращая внимания на внешнее, ибо в этом спасение. Учиться свободно дышать и помогать дышать другим…Театр кукол, который многие считают делом сугубо развлекательным (а по «ярмарочной» истории – цинично-веселым до жестокости), может быть, как никакой другой, умеет говорить о вечном.

Такой настрой задал в первый же день спектакль «Биография» петербургского театра «Karlsson Haus» (режиссер Алексей Лелявский, художник Эмиль Капелюш, автор кукол Юрий Сучков). Решенное пластически нервное, мучительное существование людей в черном пространстве среди подвешенных неформатных зеркал, ватники и «надрывная» живая музыка, стихи русских поэтов – от Бальмонта до Рыжего. Сначала кажется – это про вынужденный подвиг творцов-соотечественников. Но тут возникают краткая биография Андерсена и история Гадкого утенка с разными персонажами-куклами: и бездушными, и беззащитными. Получается «биография» вне­временная: как не сдаваться и взлететь, несмотря ни на что.
В день открытия состоялся и показ лаборатории Молодежного совета Международного Союза театров кукол (UNIMA), проходившей в Рязанском театре кукол под руководством Бориса Константинова. Спектакль «Луна для всех одна» – это сотворчество актеров из США, Великобритании, Австралии, Японии, ЮАР, Португалии, Бразилии, Ирана, России, а также Монголии. Много юмора, песни на русском и английском, узнаваемые персонажи и свежесочиненные герои, люди и куклы. Они обитают в атмосфере, где мало воздуха, задерживают дыхание, ценят возможность надеть скафандр. И любят общение. Важный эпизод: герой, желающий дружить с другими, пытается подчинить себе солнце. Но оно в неволе грустит, остальные персонажи исчезают – и герой отпускает светило. Друзья оживают и вновь зовут его к себе. Зачем отторгать за старую ошибку…
Режиссер, педагог, худрук Театра им. С. Образцова Борис Константинов на этом фестивале был в центре внимания. После «Луны…» была показана премьера Рязанского театра кукол «Пегий пес, бегущий краем моря», затем «Утиная охота» Иркутского театра кукол «Аистенок» – эти работы сделаны в содружестве с художником Виктором Антоновым. Также Константинов является художественным руководителем спектакля «Мойры Петроградского района» Московского областного театра кукол (режиссер и художник Александра Ловянникова).
«Пегий пес, бегущий краем моря» – первая в мире постановка повести Чингиза Айтматова в театре кукол. Точнее, кукольная притча по ее мотивам. Стихия моря, а посредине – маленький каяк с охотниками-нивхами (куклы). Шаман с диджериду – в живом плане, как и Духи моря – в масках и костюмах, с деревянными палками в руках, чьи движения создают волны… Ритм песни о Рыбе-Женщине, танцы Духов (музыка – Альбина Шестакова, пластика – Игорь Григурко) порою погружают в транс. Чтобы зритель полнее ощутил состояние героев, лишенных пищи и воды, а также всяких ориентиров в бесконечной пелене тумана. Спектакль-эпос будто сплетен из зримого и невидимого, голосов, звуков. (И тот случай, когда видеопроекция – неотделимая часть целого.)
«Утиная охота. Сны Зилова» по Вампилову – казалось бы, нечто противоположное, совершенно «конкретное». На сцене обыграна тема новостроек, где получил квартиру герой. «Строители» то и дело меняют конструкции; стены, большие буквы образуют новые комбинации. Звучит живая музыка. Все персонажи пьесы – куклы, масштаб которых много меньше главного героя, которого играет актер Роман Бучек – в живом плане. Его Зилов в целом доволен собой, меньше рефлексирует, чем мы привыкли видеть в кино и театре. Тем неожиданнее, острее воспринимается его срыв в кафе и попытка остановить уходящую жену. И, наконец, «прорыв» в подсознание героя – сны, где гигантские утки (актеры в масках) охотятся за ним с ружьем и стреляют, стреляют…
«Мойры Петроградского района» – петербургский до мозга костей спектакль москвичей. В пьесе Константина Федорова – немало юмора, а также реальная питерская топография, греческая мифология и современные горожане. Три богини-мойры Атропа, Клото и Лахесис плели и отмеряли нити судеб в Петроградском районе, пока одна не потеряла ножницы, отрезающие нить жизни, а потом и все нити перепутались – такова завязка….На длинном столе сначала появляются дома Петербурга, мост с фонарями. А затем мойры, собака, люди: перевернутые перчаточные куклы из шерсти, кожи, резины (каждому персонажу – свое). Зима кидает в них гроздья снега, задувает ветром. И у всех смертных есть ниточка, которую в любой момент можно… Удастся ли изменить судьбу?
Язык театра кукол интернационален, многие истории можно рассказать без слов. Как в спектаклях «Eh man he. Механика души» труппы «Zero en conducta» из Барселоны и «Пансион «Belvedere» Белорусского государственного театра кукол в постановке итальянца Маттео Спьяцци. «Механика души» испанских режиссеров Хосе Антонио Пучадеса и Хульеты Гаскон Роке – о том, как тонкая, ранимая душа томится в теле Нолана – большой куклы, которой управляют другие. Все видеть, все понимать и ощущать, в своих сновидениях быть свободным и любимым – и не иметь возможности даже дышать самостоятельно. Это не только про кукол, это про нас, наши страхи, которые сковывают. Фантастическая пластика актеров (в живом плане), филигранная работа с куклой… И финал, дающий надежду на чудо. А спектакль минчан – комедия масок на невеселую тему: жизнь пенсионеров и инвалидов в маленьком пансионе «Belvedere». Несколько колоритных типажей, мужчины и женщины, в замкнутом пространстве. Предательство близких, ссоры, черный юмор… Но тут же веселые шутки, лирические моменты и – любовь.
Другой белорусский театр, Гродненский, представил спектакль «Обещание на рассвете» по мотивам автобиографического романа французского писателя Ромена Гари в постановке российского режиссера Чакчи Фросноккерса. Герой вспоминает, как поддерживала его любящая еврейская мама, бывшая российская актриса, как верила в его великое будущее. Юмор, много актерских импровизаций, работа в живом плане и куклы. Только куклы Мамы (ее играет Лариса Микулич) нет почти весь спектакль. Почти… Когда герой, воюющий с фашистами под командованием Де Голля, получает послания от нее, кукла появляется. Матери нет в живых, но она перед смертью написала сотни писем, и они в течение трех с половиной лет приходили к сыну на фронт.
Спектакль худрука гродненцев, Олега Жюгжды, в Мытищинском театре кукол «Огниво» им. Станислава Железкина тоже затрагивает тему родительской любви в еврейской семье. Он поставил «Поминальную молитву» Григория Горина по циклу рассказов «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема. И в этой истории любовь мамы, Голды (в этой роли – Наталья Котлярова), к дочерям доходит до самопожертвования…
Работа над спектаклем началась еще при жизни основателя театра Станислава Железкина, он должен был играть главного героя Тевье… После окончания показа участники фестиваля и зрители вышли на площадь перед театром кукол и запустили в небо светящиеся воздушные шары. В память о мастерах-кукольниках, ушедших за последние два года, – Станиславе Железкине, Владимире Захарове, Анне и Игоре Игнатьевых, Василии Дерягине.
Увы, формат газеты мал, чтобы поделиться всеми впечатлениями. А их немало: бешеная энергетика, фантазия и живая музыка на «Сеансе Булгакова» (Любляна, Словения), «противоречивые» герои рассказов Зощенко (Оренбург), масштабное полотно «Ромео и Джульетта» (Южно-Сахалинск). Прекрасная детская программа спектаклей театров Вологды, Иванова, Рязани, Санкт-Петербурга («Кукольный театр Сказки»), Махачкалы, Перми («Карабаска»), польской Ломжи и болгарского Пловдива (Болгария).
Каждый раз, когда на закрытии сворачивают флаг фестиваля, становится грустно, будто улетел олимпийский Мишка… Но худрук Валерий Шадский и директор Константин Кириллов обещают, что через два года – новая встреча.

Елена Коренева
Фото Татьяны Клемешевой


Самое читаемое