
№73 (5978) от 24 сентября 2021
Жить, а не выживать, совершенствоваться и развиваться, а не стагнировать
Форум «Вся Россия – 2021», собравший почти тысячу журналистов со всей России и зарубежья, в очередной раз поднял тему, как в современном активно меняющемся информационном пространстве акулам пера не потерять внимание своего читателя, слушателя и зрителя. Журналисты «Рязанских ведомостей» Татьяна Кармашова и Екатерина Детушева приняли участие в форуме – и рассказывают о главных выводах встречи на высшем журналистском уровне.
Не дождетесь!
В журналистике я с 2003 года. Помню одно из заседаний районщиков и обсуждение насущной темы: сколько же еще газетам жить сталось? Говорили, лет десять, не больше… А в 2011-м я попала на свой первый фестиваль «Вся Россия». И снова на одной из площадок тот же актуальный вопрос о печатной прессе.
Но вот кануло еще 10 лет. Сочи. 2021-й год. На юбилейном Форуме современной журналистики со сцены вещают лидеры печатных СМИ – Павел Гусев, Владимир Сунгоркин, Игорь Черняк. И предвещают очередные похороны, причем, даже не через новые 10 лет, а гораздо раньше, года через два. Представители интернет-изданий активно эту мысль поддерживают. Блогеры, коих год от года на фестивале становится все больше (сейчас каждый – сам себе СМИ), в принципе не понимают о чем речь – они молоды и газет не читают.
И только районщики да представители региональных изданий посмеиваются. Они-то уже привыкли, что их хоронят. А еще они прекрасно знают, что, несмотря на «умершую» во время карантина рекламу, несмотря на недодоставку почтой газет и журналов по адресам, позиции печатников на местах за прошлый пандемийный год лишь усилились. Ну, устал народ от страшилок и фейков в интернете, потянулся опять к проверенным источникам. А что может быть провереннее, чем информация в местной газете? Местный журналист не соврет, за ложь ведь и в глаз можно получить, благо редакция рядом и все знают, где лгуна искать…
Вот газетчики и посмеиваются себе, обходя стороной разговоры об очередной смерти печатных СМИ. И учатся, учатся, учатся. Развивают помимо печати собственные сайты, где организуют подписку на PDF своего издания. Активно позиционируют себя в сетях, чтобы привлечь внимание читателей к печатному бренду. Создают видеоконтент на ютуб.
Все это я сейчас пишу, конечно же, не только о «Рязанских ведомостях». Курс на мультимедийность, охват разной аудитории и постоянное совершенствование форм подачи информации давным-давно взяли все печатные СМИ, не желающие умирать. Из Москвы, оно, конечно, виднее, как говорится, кому и когда какой срок. Но у нас, на местах, в областях и районах, свое понимание ситуации. Мы ежедневно выдаем актуальные новости, предоставляем площадку властям и жителям региона для обсуждения и решения насущных проблем, пишем добротные материалы о людях дела, организуем встречи, проводим конкурсы-опросы.
Форум «Вся Россия – 2021» в очередной раз дал нам возможность для самосовершенствования. А значит, слухи о смерти печатных СМИ сильно преувеличены, продолжаем работать!
Сплошной YouTube
«Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение», – утверждал герой фильма «Москва слезам не верит». «А вот и дудки! – Отвечают ему ютюберы. – И телевидения не будет!»
Дискуссия на тему «Как совместить традиционное телевидение и новое медиапространство в социальных сетях», скажу, забегая вперед, закончится вполне себе миролюбиво. Хотя изначально страсти на площадке будут бушевать не шуточные.
– Когда человек, который завоевал популярность на YouTube через хайп, глумление, вдруг становится ведущим центрального канала, это убийственно для канала. Молодежную аудиторию он не привлечет, а структуру опошлит, – заявит декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков.
А автор блога «Время вперед» Евгений Супер парирует, что «хайп» – это лишь маленькая часть контента на YouTube. Большая все же носит познавательный характер.
– К тому же, нельзя забывать о социальной функции. YouTube для многих облегчил вход в профессию. Есть тысячи россиян из маленьких городов, которые благодаря собственным каналам получили возможность зарабатывать, – отметил Евгений Супер.
Несмотря на противоречия между классическим телевидением и новыми социальными медиа, они могут прекрасно взаимодействовать, выскажет свое мнение начальник отдела «Культура и стиль жизни» МИА «Россия Сегодня» Анастасия Мельникова. Она отметит, что для классических телеканалов новые медиа сегодня дают возможность дополнительного продвижения: благодаря социальным сетям и продвижению в них личного бренда корреспонденты привлекают привлекают на канал новую аудиторию.
В итоге, участники жаркой дискуссии сойдутся во мнении, что классическое телевидение не исчезнет из-за появления новых медиа в сети Интернет, а основная «борьба» за внимание аудитории положительно повлияет на качество и разнообразие контента для зрителя.
Екатерина Детушева
«Лечебная» аналитика против «заразных» слухов
Тема коронавируса остается крайне важной во всем мире. На работе форума она тоже отразилась: все приехавшие журналисты предварительно сдавали ПЦР-тесты или вакцинировались, а на встречах соблюдали санитарные нормы. И дискуссии о том, как писать о пандемии информативно, доступно и правдиво, избегая «желтизны», не утихают. Разобраться коллегам помогла телеведущая, руководитель АНО «Артмедиаобразование» Арина Шарапова.
Арина Аяновна делилась примерами «фейков» и отмечала, что любые публикации должны строиться на информации от экспертов. Также гостья подчеркнула, что «народные журналисты» – блогеры и корреспонденты, сотрудничающие с изданиями – всегда становятся в конфликте на одну из сторон. А задача профессионала, особенно в дни «инфодемии» – предоставлять голос всем и при этом проверять факты.
Что же касается постковидного выживания и развития СМИ, Шарапова призывала не ограничиваться рабочими площадками и соцсетями, но переходить также на модель индивидуального спонсорства. Такие возможности предоставляет, например, «Патреон» – сайт, где подписчики материально помогают интересным авторам создавать новый контент. «Подобных российских платформ пока нет, и мы их очень ждем от наших разработчиков», – заключила Шарапова.
Помогать своим и удивлять соседей
Одной из центральных тем юбилейного, двадцать пятого форума стало «переизобретение» традиционных СМИ в новых условиях. Главы федеральных и областных изданий делились своим опытом. Например, генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков посоветовал развивать локальные бренды – больше рассказывать об уникальных местных особенностях и событиях. Проекты, посвященные прошлому и настоящему, актуальным проблемам, «изюминкам» истории и культуры, остаются популярными: люди приходят не только за информацией, но и за тем, чтобы поделиться своим опытом и помочь другим.
Эту же тему развивали на круглом столе журнала «Журналистика и медиарынок», посвященном опыту лучших региональных СМИ. Журналисты отмечали: самые популярные – проблемные и аналитические материалы на местные темы. В их числе – те, которые помогают наладить жизнь после карантина и улучшить здоровье после коронавируса.
Цель – быть ближе
И все-таки: куда СМИ двигаться дальше? Эксперты форума «Вся Россия – 2021» единодушны: будущее – за спецпроектами, вовлекающими как можно больше людей. И мало отталкиваться от привычной повестки и памятных дат – нужно придумывать инфоповоды самим, предлагая аудитории новый взгляд на вещи. Награды форума увезли домой журналисты, чьи коллективы путешествовали по нескольким рекам, чтобы исследовать экологические проблемы, спасали бездомных животных, восстанавливали природные памятники, мемориалы и святые места. Важные темы появляются ежедневно – и их нужно «раскручивать», привлекая активистов из народа. Чтобы создать не только интересные материалы, но и новую реальность, где важен и интересен каждый.
Татьяна Кармашова