Лечить. Слышать. Улучшать


14

Постоянный диалог с пациентами позволяет совершенствовать работу больницы

Рязанскую городскую больницу № 10 отличает многопрофильность. В ее состав входят роддом, единственная в регионе медико-генетическая консультация, которая занимается профилактикой и диагностикой наследственных болезней, а также стационар и большая поликлиника с филиалами в отдаленных районах. Как сегодня работает этот сложный больничный организм, каковы перспективы развития медицинской организации – об этом в интервью «Рязанским ведомостям» рассказала главный врач Ольга БЫСТРОВА.

Р.В. – Ольга Анатольевна, недавно открылось обновленное родильное отделение больницы. А как в целом сегодня обстоят дела с состоянием материально-технической базы?

О.Б. – Конечно, материально-техническое состояние больницы хотелось бы видеть в лучшем состоянии, чем оно есть сейчас. Крупный ремонт у нас был единожды, в 2013 году по программе модернизации регионального здравоохранения. Тогда привели в порядок часть роддома и детского инфекционного отделения. В этом году, благодаря правительству области и нашему минздраву, появилась возможность провести капитальный ремонт сразу в нескольких подразделениях больницы. Работы уже стартовали. Осенью, ориентировочно в октябре, начнется ремонт в поликлинике. Вероятно, это будет сложный для нас всех период, поскольку совпадает он с подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ. Но я надеюсь на понимание со стороны наших пациентов и хочу заранее принести извинения за те неудобства, которые могут возникнуть. Главное, что поликлиника будет работать в штатном режиме – ее кабинеты мы временно перенесем в другие помещения больницы.
Если говорить об оснащении, то наше оборудование постоянно обновляется. К нам поступает новая техника: уже привезли аппарат УЗИ-диагностики экспертного класса. Мы получаем оборудование и по госпрограммам, и приобретаем его за внебюджетные средства.

Р.В. – Какие новые технологии в лечении и диагностике внедряются в больнице?

О.Б. – Второй год мы оказываем высокотехнологичную помощь по гинекологии – с помощью малоинвазивных методов (то есть лапароскопически) удаляем женщинам доброкачественные опухоли. Очень важно, что во время таких операций рядом с гинекологами находятся гистологи, которые прямо в операционной проводят исследование. Делается это для того, чтобы не пропустить злокачественных новообразований. При необходимости, если случай сложный, на операцию мы приглашаем хирурга-онколога.
В самом гинекологическом отделении есть так называемая палата пробуждения, где на протяжении 6-8 часов под особым индивидуальным наблюдением находятся женщины после малоинвазивных операций.

Р.В. – Особенность больниц такова, что их работа довольно часто становится предметом критики. Как у вас выстроено взаимодействие с пациентами? Изучаете ли вы отзывы и что это вам дает как главному врачу?

О.Б. – Конечно, мы проводим мониторинг и осуществляем обратную связь. У больницы есть сайт – откуда я регулярно получаю обращения, и мы с ними работаем. Отзывы бывают как положительные, так и отрицательные. Мы созваниваемся с обратившимися, приглашаем к нам, пытаемся выяснить, что их не устраивает в работе больницы. Стараемся, чтобы вопрос был решен в минимальные сроки. Также у нас предусмотрен личный прием главного врача и его заместителей. Для этого хоть и отведены определенные часы, но по факту принимаем мы на протяжении всего рабочего дня. Если в приемной находится пациент, сразу же приглашаем к себе.
Больница – это живой организм, она у всех на виду и на слуху. Я призываю пациентов прежде чем обращаться куда-то в вышестоящие инстанции, рассказать о проблеме нам. Самый короткий путь решить проблему – обратиться к главному врачу. Мне, как руководителю, взаимодействие с пациентами дает возможность увидеть работу больницы со стороны, понять, какие есть в ней недостатки. Значительное количество жалоб возникает именно из-за того, что врач и пациент друг друга элементарно недопоняли. Общаясь с людьми, я стараюсь исключить этот момент. Практически нет тех, с кем мы не нашли бы общего языка. С пациентами, которые ко мне приходят, мы продолжаем поддерживать связь – по мобильному телефону, с помощью мессенджеров.
Нужно понимать, что больной приходит к врачу не только с симптомами, но и с психологическим дискомфортом. Чтобы пациенту доходчиво все объяснить, успокоить его, требуется более длительное, чем отведено на прием, время. Пожалуй, именно этого нам сегодня и не хватает. Мы эту проблему решаем, отправляя пациентов терапевтического профиля с наиболее сложными случаями на консультацию к сотрудникам кафедры терапии РязГМУ, которая базируется в нашей больнице. Там их смотрят более углубленно, что снимает психологическое напряжение.

Р.В. – Ольга Анатольевна, в состав больницы входит крупная поликлиника. Перегружена ли она? Существует ли у вас характерная для первичного звена проблема очередей? Как вы видите решение этого вопроса?

О.Б. – Наша поликлиника рассчитана на 800 посещений в смену. Загруженность, конечно, имеет место, но она не критичная. Во-первых, у нас есть филиалы, во-вторых, территория, относящаяся к нашей больнице, застраивается не такими темпами, как, например, район Дашково-Песочня. Что касается очередей в поликлиниках, то они возникают в том числе из-за того, что люди не проходят вовремя профилактические осмотры. Многие ведь бегут к врачу только тогда, когда уже состояние такое, что просто нет сил терпеть. И в очереди таких пациентов, как правило, несколько: всем им надо как можно быстрее попасть к доктору. Отсюда и напряженность. Убеждена, что если бы люди были осведомлены о своем хроническом заболевании, не дожидаясь обострения, обращались к врачу, то вопрос с очередями не стоял бы так остро. Сезонный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппом – исключение; здесь сложно сделать так, чтобы не было очередей.
Сегодня мы прикладываем все силы, чтобы разгрузить первичное звено. У нас в поликлинике есть кабинет доврачебного приема, работает профилактическое отделение. Организована работа дежурного администратора, который распределяет потоки пациентов, помогает сориентироваться в поликлинике.

Р.В. – Как обстоят дела с кадрами в больнице, в частности – с молодыми специалистами?

О.Б. – По кадровому составу, как и везде, имеется дефицит в первичном звене, то есть в поликлинике. При этом у нас достаточно возрастных сотрудников, это очень уважаемые люди с большим опытом. И уходя на пенсию, они не остаются без нашего внимания. Чем можем, мы им помогаем, особенно в плане медицинского обслуживания. Если говорить о молодых кадрах, то сейчас для нашей больницы медуниверситет готовит специалистов в рамках целевого обучения. В ближайшие годы к нам гарантированно будут трудоустроены 19 врачей. Пополнение ожидается уже в следующем году. В больницу придут работать молодые участковые терапевты, а также невролог и акушер-гинеколог.

Р.В. – Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию больницы?

О.Б. – В первую очередь, это дальнейшее укрепление материально-технической базы: без этого невозможно сделать пребывание пациентов комфортным. Продолжим внедрять принципы бережливого производства. Мы уже сейчас занимаемся поиском производственных потерь, находим их и устраняем. Думаем о том, как сократить время ожидания приема, ускорить постановку диагноза. Совершенствовать работу нам помогают сами пациенты, указывая на наиболее актуальные «болевые точки». В планах также провести для коллектива специальные курсы по соблюдению медицинской этики и деонтологии. Хотим пригласить психологов, которые расскажут нашим специалистам о нюансах в общении с пациентами. Будем развивать и нашу медико-генетическую консультацию, внедрять новые методы обследования. Расширения требует и созданное недавно на базе стационара гериатрическое отделение. В нем проходят комплексное обследование и лечение пациенты старше 70 лет. Отделение оказалось очень востребованным. Мы уже адаптировали некоторые его помещения под потребности маломобильных граждан; будем продолжать эту работу.