Личное и публичное


53

Всем, кто связан с системой образования, хорошо известно, что требования к педагогу год от года становятся все жестче. Передовые технологии и методики, цифровые средства обучения и новые стандарты – если за всем этим не поспевать, удачи не видать. Но в последнее время усилилось внимание еще и к моральному облику педагога.

Эту тему недавно мы обсуждали с участниками окружной площадки молодых педагогов «Старт в профессию». Разговор получился оживленный и даже жаркий, что неудивительно. Ведь интернет-пространство делает нашу жизнь настолько прозрачной, что любой неосмотрительный шаг чреват последствиями, а для педагога эти последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Как это случилось с двумя симпатичными учительницами – одной из Омска, другой из Барнаула. Фото обеих девушек, где они изображены в закрытых купальниках, попали в сеть, возмутили родителей учеников и стали поводом для их обращения к руководству школ. Мол, как так: педагоги, а такое себе позволяют! В итоге девушки чуть не потеряли работу. Шумиха поднялась в Интернете – педагоги из разных регионов, желая поддержать коллег, устроили виртуальный флешмоб – стали выкладывать в сеть свои пляжные и похожие по тематике фото с хештегом #учителятожелюди.
Так что же позволено педагогам, а что нет? И как им позиционировать себя в виртуальном пространстве? С ребятами, которых объединила площадка «Старт в профессию», к единому мнению мы так и не пришли. Оно и понятно – вопрос-то сугубо дискуссионный. Одни считают, что учителю нужен второй аккаунт в соцсетях специально для общения с учениками и их родителями. Другим видится, что такое разграничение только спровоцирует недоверие к педагогу со стороны детей. Третьи уверены, что учительская профессия сама по себе накладывает ограничения, и если уж выбрал ее, будь добр не выставлять свою жизнь напоказ.
Только вот никто толком не может сказать, где та золотая середина, тот баланс, который необходимо соблюдать учителю, чтобы на него в определенный момент не посыпались обвинения в аморальном поведении. В целом сегодня не особо понятно, насколько педагогу следует быть открытым (как в прямом, так и переносном смысле этого слова). Здесь, как мне видится, пока царят двойные стандарты. С одной стороны, всячески приветствуется, чтобы учитель был яркой индивидуальностью, интересной, нестандартной личностью; с другой – необходимо буквально просчитывать каждый свой шаг, чтобы, не дай Бог, не попасть в ловушку, как те молодые учительницы, о которых речь шла выше. Они, если уж говорить объективно, нарочито напоказ ничего не выставляли и по общепринятым нормам приличия выглядели вполне пристойно. Одна посещала модельное агентство и участвовала в фотосессии в стиле пин-ап, другая занималась моржеванием и была запечатлена во время соревнований по зимнему плаванию. За что тут увольнять – непонятно. Просто кто-то углядел во всем этом непозволительную для учителя открытость. Только вот такие ярые блюстителями чужой морали чаще всего не обращают внимания на самих себя. И напрасно, поскольку травля и ханжество сами по себе аморальны и безнравственны. А учителя действительно тоже люди – не стоит об этом забывать.