А.Н. Блиок «Автопортрет с моделью», 2015 г.

Два петербургских художника, отец и сын, очерчивают контуры эпох

Немногие знают, в чем разница между графикой и живописью, хотя любят оба жанра изобразительного искусства.
Хитростей много: и графика, и живопись могут быть монохромными или состоять из нескольких цветов; и то, и другое бывает плоским и объемным… Главное отличие – в фокусе внимания. Живопись показывает соотношение цветов, их богатство и глубину. А в графике всем правят линии, штрихи и пятна, поэтому она выглядит более динамичной. Впрочем, бывают художники, которые заставляют задуматься, что именно ты видишь перед собой. Творения народного художника РФ, действительного
члена Российской академии художеств Андрея Николаевича Блиока и его сына, члена-корреспондента РАХ Андрея Андреевича Блиока – как раз такие.

В Рязани работы мастеров представлены на разных площадках. Блиок-старший представлен в областном художественном музее, а Блиок-младший – в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская». В первом случае это строгая и нежная реалистическая живопись, где внимание уделено каждой детали. Во втором – изысканная графика, чьи цветовые сочетания порой добавляют зарисовкам особое звучание. Похожи эти выставки тем, что художники изображают виды потрясающей красоты – от открыточных туристических до обыденных. Площадку перед отелем Bajamar в итальянской Формии Андрей Андреевич сделал похожей на декорации иной планеты. А Андрей Николаевич создал свою версию «Февральской лазури», в которой линии важнее цвета. И от переплетений березовых ветвей и теней, которые вьются лентами по весенним сугробам, не отвести взгляда…
Оба художника развивают традиции русского реализма и при этом бережно сохраняют в своих работах лучшие черты мирового культурного наследия. За это мастеров неоднократно удостаивали высочайших наград: к примеру, Андрей Андреевич – обладатель золотой медали заслуг Института исторических исследований блаженного папы Пия IX в Ватикане. Их произведения хранятся в лучших галереях мира, и это заслуженно. Два петербуржца тонко чувствуют и передают в каждом творении не просто облик, но дух места. И для этого им не нужно ярких красок и сложных композиций. Контраст лимонного, сизого и темно-синего, блики на воде и изящные линии сводов – и перед нами встает величественный Нотр-Дам-де-Пари, каким он был еще до пожара… А вот блеск золота на фоне темных облаков и сияющая белизна древних стен – это Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме. Здания безмолвно рассказывают свои истории, и к ним хочется прислушаться.
Увидеть творения Анд­рея Блиока-старшего можно будет до 12 апреля, а Андрея Блиока-младшего – до 23 марта. Вглядываясь в очертания этих гор и дворцов, линии дорог и упругих ветвей, признаемся себе: сколько неизведанной силы и красоты в нашем мире! Он живет и цветет веками, несмотря на невзгоды. Он выстоит – а вместе с ним и мы.

Фоторепродукции автора

Татьяна Кармашова (текст)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое