kinopoisk.ru

№2 (5907) от 15 января 2021

Помните передачу «В гостях у сказки»? Она выходила раз в неделю и длилась всего 1 час 45 минут. В ней показывали сказки, снятые Александром Роу и Александром Птушко. А еще – фильмы из социалистических стран, например, «Три орешка для Золушки» или «Беляночка и Розочка». И несмотря на отсутствие той красочности, которой сейчас изобилуют «Красавица и Чудовище» или «Щелкунчик и четыре королевства», несмотря на отсутствие спецэффектов, которыми славятся «Аладдин» и «Малефисента», для меня наши советские фильмы навсегда останутся эталоном киношных сказок. Кстати, на них равнялись и создатели «Богатыря». Ну, по крайней мере, они так заявляют.
А вот моя пятерка самых любимых шедевров отечественного сказочного кино:

«Морозко», 1964 год. СССР, режиссер Александр Роу

Это одна из главных новогодних киносказок в России и в Чехии. Фильм также был в кинопрокате Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии и других стран. Стивен Спилберг в одном из интервью сказал, что фильм «Морозко» повлиял на создание многих шедевров Голливуда. Поэтичные образы, костюмы в стиле билибинской живописи, монолитный и продуманный сюжет и небывалые для 1960-х годов спецэффекты – вот секрет успеха знаменитой сказки.

kinopoisk.ru

«Золушка», 1947 год. СССР, режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро

Война только закончилась, и лента создавалась не благодаря, а вопреки. Павильоны «Ленфильма» в послевоенном городе не отапливались, и исполнительница главной роли Янина Жеймо вспоминала, что на съемках актеры ходили в шерстяных платках и валенках, но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» и «придворные» сбрасывали с себя все теплое и оставались в бальных платьях, сшитых из занавесок и других подручных материалов. Что-то принесли из дома актеры, что-то позаимствовали в Мариинском театре.

«Садко», 1952 год. СССР, режиссер Александр Птушко

Это одна из первых послевоенных работ признанного мастера сказочного жанра Александра Птушко. Фильм, созданный по мотивам русского новгородского фольк­лора, стал шедевром мировой сказки, на который как на эталон ориентировались лучшие мировые кинематографисты.
Кстати, картина была замечена Роджером Корманом и куплена для проката в США в 1963 году. Корман с успехом, но небольшим числом экранов прокатывал ее в США под названием «Волшебное путешествие Синдбада».

kinopoisk.ru

«Королевство кривых зеркал», 1963 год. СССР, режиссер Александр Роу

Фильм был снят в период расцвета творческой активности Роу, после «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и перед «Морозко». Как и во всех своих фильмах, режиссер, благодаря мастерскому применению техники комбинированных съемок, умело сочетал натуру с макетами и нарисованными элементами.

 

 

kinopoisk.ru

«Старик Хоттабыч», 1956 год. СССР, режиссер Геннадий Казанский

В первые полгода проката этот фильм посмотрели 5 миллионов человек. В кинотеатры стояли очереди. Дело было в спецэффектах: несмотря на то, что тогда компьютерной графики и в помине не было, «Старик Хоттабыч» стал примером невероятной изобретательности и мастерства его создателей. Самая большая нагрузка легла на плечи цеха комбинированных съемок: благодаря разработанной в НИИ телевидения новой кинокамере и проявочной машине на экране из ниоткуда возникали дворцы, а по московским улицам двигались караваны. Что касается «волшебных» ворот, то они тоже были изготовлены на заказ. Ворота имели раздвижной механизм и были установлены на рельсы, чтобы в нужный момент «направиться» к мячу. Саму штангу сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» мяч.

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое