№2 (5907) от 15 января 2021
Помните передачу «В гостях у сказки»? Она выходила раз в неделю и длилась всего 1 час 45 минут. В ней показывали сказки, снятые Александром Роу и Александром Птушко. А еще – фильмы из социалистических стран, например, «Три орешка для Золушки» или «Беляночка и Розочка». И несмотря на отсутствие той красочности, которой сейчас изобилуют «Красавица и Чудовище» или «Щелкунчик и четыре королевства», несмотря на отсутствие спецэффектов, которыми славятся «Аладдин» и «Малефисента», для меня наши советские фильмы навсегда останутся эталоном киношных сказок. Кстати, на них равнялись и создатели «Богатыря». Ну, по крайней мере, они так заявляют.
А вот моя пятерка самых любимых шедевров отечественного сказочного кино:
«Морозко», 1964 год. СССР, режиссер Александр Роу
Это одна из главных новогодних киносказок в России и в Чехии. Фильм также был в кинопрокате Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии и других стран. Стивен Спилберг в одном из интервью сказал, что фильм «Морозко» повлиял на создание многих шедевров Голливуда. Поэтичные образы, костюмы в стиле билибинской живописи, монолитный и продуманный сюжет и небывалые для 1960-х годов спецэффекты – вот секрет успеха знаменитой сказки.

«Золушка», 1947 год. СССР, режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
Война только закончилась, и лента создавалась не благодаря, а вопреки. Павильоны «Ленфильма» в послевоенном городе не отапливались, и исполнительница главной роли Янина Жеймо вспоминала, что на съемках актеры ходили в шерстяных платках и валенках, но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» и «придворные» сбрасывали с себя все теплое и оставались в бальных платьях, сшитых из занавесок и других подручных материалов. Что-то принесли из дома актеры, что-то позаимствовали в Мариинском театре.
«Садко», 1952 год. СССР, режиссер Александр Птушко
Это одна из первых послевоенных работ признанного мастера сказочного жанра Александра Птушко. Фильм, созданный по мотивам русского новгородского фольклора, стал шедевром мировой сказки, на который как на эталон ориентировались лучшие мировые кинематографисты.
Кстати, картина была замечена Роджером Корманом и куплена для проката в США в 1963 году. Корман с успехом, но небольшим числом экранов прокатывал ее в США под названием «Волшебное путешествие Синдбада».

«Королевство кривых зеркал», 1963 год. СССР, режиссер Александр Роу
Фильм был снят в период расцвета творческой активности Роу, после «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и перед «Морозко». Как и во всех своих фильмах, режиссер, благодаря мастерскому применению техники комбинированных съемок, умело сочетал натуру с макетами и нарисованными элементами.

«Старик Хоттабыч», 1956 год. СССР, режиссер Геннадий Казанский
В первые полгода проката этот фильм посмотрели 5 миллионов человек. В кинотеатры стояли очереди. Дело было в спецэффектах: несмотря на то, что тогда компьютерной графики и в помине не было, «Старик Хоттабыч» стал примером невероятной изобретательности и мастерства его создателей. Самая большая нагрузка легла на плечи цеха комбинированных съемок: благодаря разработанной в НИИ телевидения новой кинокамере и проявочной машине на экране из ниоткуда возникали дворцы, а по московским улицам двигались караваны. Что касается «волшебных» ворот, то они тоже были изготовлены на заказ. Ворота имели раздвижной механизм и были установлены на рельсы, чтобы в нужный момент «направиться» к мячу. Саму штангу сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» мяч.