Спектакль «Дни Турбиных» Костромского драматического театра имени А.Н. Островского

№89 (6393) от 28 ноября 2025

В Рязани подвели итоги X Международного театрального фестиваля спектаклей о любви

Фестиваль «Свидания на Театральной. Семья» проходил с 16 по 23 ноября в театре драмы при поддержке министерства культуры области.

Это событие вот уже десять лет объединяет театры и зрителей вокруг темы любви, доверия и семейных ценностей.

За время фестиваля на спектаклях и творческих встречах побывали 5016 человек. Это не только впечатляющая цифра, но и важный показатель культурной жизни региона. Фестиваль стал значимым событием для Рязани: он объединил зрителей разных возрастов и профессий, предоставил возможность для обсуждения искусства и семейных ценностей, а также поддержал интерес к театру как к пространству живого общения и интеллектуального развития.

Участие публики в обсуждениях вопросов жизни театра укрепляет культурные традиции города, формирует думающую аудиторию и вдохновляет театры на новые творческие проекты.

В конкурсной программе были представлены и классические, и современные постановки.

Спектакли оценивало жюри международного уровня: Александр Вислов (Москва), Артур Гукасян (Ереван, Армения), Владимир Кантор (Санкт-Петербург), Майнхард Цангер (Мюнстер, Германия).

Добро пожаловать в салон!

Во время фестиваля начал работу Театральный салон – камерное пространство для культурного досуга, где соединяются искусство, общение и особая фестивальная атмосфера. Салон создан для поддержки эстетического вкуса и возрождения культурных традиций России.

Во время фестиваля в салоне состоялись несколько встреч. На первую из них были приглашены представители региональных СМИ и студенты театроведческого и журналистского факультетов. Владимир Кантор, театральный критик и исследователь современного театра, прочитал лекцию «Зачем нужны театральные рецензии и как их писать». Он подчеркнул, что театральная рецензия – это не формальный отчёт и не поверхностная блогерская заметка, а художественный текст со своим сюжетом и формой, требующий профессионального подхода, подготовки и внутренней культуры.

Вторая встреча прошла за круглым столом «Театр XXI века: взгляд из регионов, взгляд из мира». К разговору присоединилось профессиональное сообщество: члены жюри фестиваля, менеджеры рязанских театров и студентки театроведческого факультета ГИТИСа. Участники обсудили, как театр проявляет себя в разных географических и культурных контекстах, а также роль театральных фестивалей в развитии искусства.

Третья встреча была открытой для зрителей – с Эллой Дроновой. Тренер-консультант по современному этикету, она прочитала лекцию: «Театральный этикет: культура и традиции». Во время встречи обсуждалась тема театра как культурного и светского пространства, где ценятся уважение, подготовленность, присутствие «здесь и сейчас» и умение вступать в диалог.

Организаторы отмечают, что театральный салон будет работать на постоянной основе, станет пространством для гармоничного общения и развития культурных трендов.

Идём вперёд. Что дальше?

– Первоочередная задача таких фестивалей – привлечение зрителей, – говорит главный режиссёр рязанского театра драмы Арсений Кудря. – Чтобы наш зритель смотрел не только привычные спектакли, но и другой театр, других актёров, познакомился с разными театральными формами. Фестиваль важен прежде всего тем, что позволяет зрителю открыть окошко в новое театральное пространство, отличное от того, к которому он привык. Мы не брали в программу фестиваля одинаково серьёзные спектакли, чтобы программа была разнообразной. И нам после фестиваля всегда проще работать, потому что зритель выходит из привычного состояния равновесия. В следующем году изменим принцип отбора спектаклей, чтобы заявка была ярче. Партнёром нашего фестиваля станет международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST («Хай Фест»).


Кто победил?

Итоги X Международного фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной. Семья» таковы.

По решению жюри «Лучшей историей любви» (лучшим спектаклем) стала «Капитанская дочка» Курганского театра драмы.

«Лучшая работа режиссёра» – заслуженный деятель искусств Южной Осетии Роман Габриа, режиссёр спектакля «Ивановъ. Русскій Гамлетъ» Гомельского областного драматического театра (Беларусь).

«Лучшая женская роль» досталась Орели Эмбер (Aurèlie Imbert) за роль в спектакле «Nakata» Театральной компании CIE TELMAH OKUS POKUS (Марсель, Франция).

«Лучшая мужская роль» Сергей Юревич за роль Иванова в спектакле «Ивановъ. Русскій Гамлетъ».

«Лучшая мужская роль второго плана» – Иван Шалиманов за роль Пугачёва в спектакле «Капитанская дочка».

«Лучшая женская роль второго плана» –Екатерина Сысоева за роль Маши в спектакле «Чайка» Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка.

«Лучшим актёрским дуэтом» признаны Татев Газарян (роль хозяйки) и Гагик Мадоян (роль хозяина) в спектакле «Сердишься?» Государственного театра «Амазгаин» им. Соса Саркисяна (Ереван, Армения).

«Лучший актёрский ансамбль» был в спектакле «Переполох в доме Сганареля» Новомосковского филиала Тульского государственного театра драмы имени М. Горького.

«Лучшая работа художника-постанов-щика» – Валида Кажлаева, художник-постановщик спектакля «Чайка».

«Лучшая работа художника по костюмам» – Наталья Агарёва, художник по костюмам спектакля «Переполох в доме Сганареля».

«Лучшее музыкальное оформление спектакля» – спектакль «Азнавур: путешествие сквозь время и музыку» Ереванского государственного камерного театра (Армения).

«Лучшая работа художника по свету» – Борис Ганецкий, художник по свету спектакля «Дни Турбиных» Костромского драматического театра имени А.Н. Островского.


Подготовила Людмила Трухина
Фото предоставлены Рязанским театром драмы


Самое читаемое