Спектакль полон символов: в домиках, как и в душах героинь, теплится свет

№39 (6044) от 3 июня 2022

Фантазия «Синяя Борода» эффектно запутывает и героев, и зрителей. Но оставляет надежду на спасение

Они снова всех перехит-рили! Перевернули с ног на голову театральные клише, порвали в клочки замшелые стереотипы, обманули саму смерть. В репертуаре Рязанского театра кукол немало постановок, которые меняют представление о привычных вещах. Овеществляя людей и очеловечивая вещи, можно многое сказать, ничего не говоря… Но и в этой галерее премьера спектакля «Синяя Борода» встает особняком. Предупреждаю: ее не надо понимать, ее надо прожить с полной отдачей – час хронометража позволяет. Готовы? Вперед в сердце страха!

Французская народная сказка о коварном муже, убивающем жен, претерпела немало изменений. Классическую версию мы с вами знаем по книгам Шарля Перро. У Анатоля Франса и Мориса Метерлинка – свое видение истории. Но нигде до этого, кажется, не переводили фокус повествования на саму молодую жену, пытающуюся выбраться из кошмарного дома и не менее кошмарного брака. А в театре кукол – перевели. Такую интерпретацию придумала творческая группа из Москвы: режиссер Анна Коонен и художник Александра Громова, музыкальный руководитель Артем Тульчинский, пластический режиссер Павел Фролов и художник по свету Юрий Лебедев.
Результат потрясает. Первые полчаса искать сюжетные линии классической «Синей Бороды» бессмысленно: это пролог-игра, наполненная чувственной хореографией и музыкой. Последние два года рязанцам очень не хватало буйства современных сценических танцев «Черного кота», и постановка с лихвой компенсирует любые подобные ожидания. Музыка здесь и вовсе выступает самостоятельным героем: она то диктует персонажам образ мысли и действия, то предвосхищает их, то пускается вдогонку… Достичь такого эффекта получилось благодаря живому исполнению: на сцене постоянно присутствуют гитарист, виолончелист и аккордеонист. К слову, сами их образы, манера поведения и исполнения отсылают то к итальянской комедии дель арте, то к французскому уличному театру. Баланс грубого юмора и нежной лирики все время смещается, колеблется, как и настроение главной героини. Все потому, что ей предстоит победить даже не Синюю Бороду, но саму себя…
Час с небольшим пролетают незаметно. Игра света, воздуха и цвета медленно погружает зрителя в пространство кромешного ужаса, но дает то и дело вынырнуть. Так можно оставаться с героиней рядом, а можно побыть в стороне и логически поразмышлять, как спастись. Спектакль показывает, что оба варианта хороши, главное – не терять веры в себя. И тогда, какие бы сети ни плел паук-искуситель, из них можно будет ускользнуть…
Эта пластическая фантазия – глоток свободы, которая наполняет каждого неравнодушного. Надо лишь отбросить предрассудки и испить из этого источника – и захочется стать сильнее, обрести опору, поменять что-то к лучшему в жизни… Захочется отвечать за себя самим, что уже невероятно важно.
А на месте оргкомитета «Черного кота» я бы дала этому спектаклю специальный приз. Уверена, это будет прецедент и далеко не последняя награда для труппы…

Татьяна Кармашова
Фото пресс-службы Рязанского театра кукол


Самое читаемое