№09 (6313) от 07 февраля 2025
В Рязани открылась выставка авторских кукол
В музейно-выставочном центре «Фотодом» открылась выставка работ «Куклы, судьбы, смыслы» рязанского мастера, члена творческого союза художников России и театрального кукольника Ирины Сельмен.
По человеческому подобию
В экспозиции 14 авторских кукол, о каждой – информационная справка. Вот фигурка, изображающая русского иконописца Андрея Рублева. Его небесный взор устремлен ввысь, а в крошечных глиняных сосудах – аквамариновая краска. Рядом – созданный им образ святой Троицы. Неподалеку от него расположилась блаженная Любушка – рязанская святая. Знакомый каждому розовый платочек, нежная полуулыбка, в руках крест «Спаси и сохрани», а глаза, хотя и ясные, пронзительные, стремятся вверх – к Богу. Из той же серии блаженный Парамон – герой, созданный по мотивам жития Франциска Ассизского. В простой рубахе из мешковины застыл он, облепленный семью птицами, – в позе абсолютного благоговения. Каждая кукла для художницы особенная, но Парамон к тому же стал победителем международного конкурса «My Fairy Tale – 2020 – Моя сказка».
В зале представлены работы не только на религиозную тематику. Большинство из них – образы типичных горожан, тех, кого мы каждый день можем встретить у дома. Будто ночью сходят они с постаментов, покидают музей и разбредаются по дворам и улочкам. Но есть среди них и метафорические образы, например, Ремедиос Буэндиа – композиция по роману «Сто лет одиночества». Девушка, усеянная желтыми бабочками, растворилась в неге. Для понимания этой инсталляции стоит перечитать великий роман – время еще есть.
Сажусь и творю
На счету автора более 20 аутентичных кукол, каждая из которых имеет реальный прообраз и свою историю. Мне удалось познакомиться с Ириной Сельмен и поговорить с ней о деле, ставшем смыслом жизни.
И.С. – По первому образованию я средовой дизайнер, печаталась в литературных журналах, занималась графикой и керамикой. А в 2011 году создала первую куклу «Поэт Эмиль Бернар». Тогда мой друг художник, увидевший моё творение, сказал: «Если ты научишься делать театральные куклы, то авторские начнешь щелкать как орешки». Набраться профессиональных знаний в новом деле очень захотелось, и я поступила на факультет театра кукол в Санкт-Петербург. Этот город меня не только научил, но и воспитал. Обучение было удивительным периодом, великие профессионалы нас так натаскивали, что выйти неумехой не было возможности. На защите я представляла свой проект по петрушечному театру, делала уличную постановку на тему блаженного Василия.
– Вы работали в театре?
И.С. – Да, я застала еще Геннадия Дмитриевича Кириллова, режиссера рязанского студенческого театра «Переход», в прошлом мы вместе работали над постановкой.
– В части ваших работ заметны религиозные мотивы. Почему именно они?
И.С. – Это люди, которые готовы отдать всё ради Бога, совершить духовный подвиг. Такие истории очень близки мне, и именно их хочется показывать людям. Вот, например, кукла Андрей Рублев. Когда я ее делала, то опиралась на одноименный фильм Тарковского. До наших дней не дошел истинный лик иконописца, поэтому за основу я брала то, как его почувствовал и увидел режиссер. А как можно пройти мимо Любушки Рязанской? Это же великий и характерный образ, который нельзя упустить. Такая работа не утомляет, она помогает мне идти дальше.
– А куклы продаются?
И.С. – Все эти годы я создавала их для души, зарабатывая другим ремеслом. Но я прихожу к осознанию, что кукол пора выпускать в мир, ведь творчество должно не пылиться на полке, а служить людям.
Выставка открыта до 15 февраля (0+).
Арина Тимохина
Фото Александра Королёва

















Купить электронную копию газеты