№ 79 (5984) от 15 октября 2021

Международный форум древних городов познакомил нас с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства

Ярмарка мастеров из разных городов России проходила на Лыбедском бульваре. Я торопился на открытие форума в цирк и по дороге успел сделать лишь несколько кадров расписных фигурок людей и животных. Придя домой, стал рассматривать фотографии и поразился необыкновенной тонкости, изящности миниатюрных скульптур. Было ясно, что перед тобой не ходовые поделки, а произведения большого мастера, способные украсить интерьеры и обычной городской квартиры, и великолепного царского дворца-музея, и анфиладные комнаты какой-нибудь дворянской усадьбы.
На следующий день с утра пораньше я снова отправился на Лыбедский бульвар и, к счастью, застал мастеров этой удивительной глиняной миниатюры.
Ярославская майолика – яркий феномен декоративно-прикладного искусства, аналог которому трудно найти в мире. Особенно когда речь идет об изделиях, выполненных в мастерской Натальи Павловой и Евгения Шепелева.
На витрине фигурки мещан, городских обывателей, купцов, дворян разыгрывают сюжеты XIX века. Бежит по мостовой разносчик газет в картузе, в подпоясанной рубахе. Гимназист кормит кусочком бублика дворовую собаку. Мама везет младенца в коляске. Городской фотограф с деревянной камерой-гармошкой в благодушном настроении приглашает прохожих сняться у него. А в домике на набережной купчиха пьет чай из самовара. Стол сервирован вазой с фруктами и диковинными по тем временам апельсинами. В голландской печке потрескивает огонь. Сама печка украшена поливными изразцами. Не теми ли, случайно, что висят тут же, в теремке у продавцов, с изображениями старинных и современных улиц Ярославля, с картинками из крестьянской жизни?
Посмотрев на дом купчихи, я тут же вспомнил кукольный домик Павла Нащокина, представлявший собой копию его дома в Москве, где все миниатюрные предметы интерьера воспроизводили реальную обстановку комнат. Пушкин любил писать об этой причуде своего друга в письмах к жене Наталье Николаевне. Из миниатюр, сотворенных художницей Натальей Павловой, можно собрать не просто дом, а целый провинциальный городок середины XIX века.
Своеобразие этих скульптур – не просто в пластических приемах лепки, свойственных мастеру. Есть в них то, что завораживает душевным теплом художницы, какая-то гармония человеческих отношений, явленная без всякого внутреннего разлада между мечтой и действительностью. Эта жизнь сама по себе спокойна, совершенна и прекрасна. И даже от собаки Жучки, поедающей бублик, исходит глубокое умиротворение. Перед тобой мир, где всем обитателям – хорошо! Уют и совершенство разлиты в каждом движении, в каждой позе, и думаешь: что может быть прекраснее беззаботного лежания на лоскутном одеяле, постеленном на русской печке, или рассеянного чтения книги на кожаном диване, чем и занимается Пьер Безухов – статуэтка прекрасно подходит хоть для камина, хоть для письменного стола.
Наталье Павловой – 59 лет, из них 30 она занимается майоликой – чрезвычайно трудоемким видом керамики. Нужно правильно приготовить смесь глин, высушить изделие, покрыть глазурью, расписать каждый миллиметр поверхности скульптуры, несколько раз выполнить обжиг, в зависимости от цвета краски, при температуре 900 градусов. А сколько еще есть нюансов, которые ведает только выдающийся мастер! Такой, как Наталья Михайловна Павлова, выпускница Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, обладательница Серебряной медали Академии художеств. Искусствоведы уже поспешили составить каталоги ее работ, а серийные вещи выпускаются такими крошечными партиями, что вскоре становятся коллекционными. Не говоря уж о том, что ни одно изделие не повторяет другое. В майолике это невозможно в принципе. Но есть у Павловой одна причуда: что бы она ни лепила, обладатель этих вещиц неизбежно попадает в XIX век. Из позапрошлого столетия летит к ней вдохновение. И так понятен, четко определен и почти совершенен этот мир, что проникаешься к нему симпатией, если не любовью.
Есть вещи, которые вселяют в тебя покой. Среди таких декоративных предметов – самарская майолика Павловой и Шепелева. Теперь это довольно большая производственная компания, выросшая из скромной мастерской на окраине Ярославля. Первую печь для обжига художница покупала на занятые у друзей деньги. Одного ковша глины хватало на целый год. А сейчас требуется не меньше пяти груженых КрАЗов.
В Рязань ярославская майолика приезжает не только на Форум древних городов. Осенью и весной изделия мастеров можно встретить на художественных ярмарках в Рязани. А если вы их встретите – ни за что не пройдете мимо.

Димитрий Соколов
Фото автора


Самое читаемое