Быть в эпицентре событий, видеть больше других и доносить суть. Такова работа журналиста. Сегодня мы беседуем с корреспондентом ВГТРК «Ока» Маргаритой Омельченко о ее непростой и удивительной профессии.

– Маргарита, не хочется с головой в омут, поэтому вопросы о работе пока оставим. Расскажите, с чего обычно начинается ваш день? Есть какой-то ритуал, без которого день не задаётся?

– Принцип моего утреннего пробуждения такой: пусть весь мир подождёт! Я не включаю свет, собираясь в полной темноте, максимум – при приглушённом свете. И еще я никогда не завтракаю. Что будет на работе – сложно предугадать, возможно, успею только включить монитор, как отправят на съемки. Так и выглядит моё стандартное утро.

– А где вы по-настоящему отдыхаете душой? Есть такое место, где все тревоги улетучиваются?

– Возможно, странно прозвучит, но для меня отдых и отдушина – это моя работа. Конечно же, журналистика – это физический напряг, моральный, эмоциональный. Но всё-таки это для меня и отдых, так как я понимаю, что своё время провожу не впустую. А когда мне нужен отдых от отдыха, вот тогда мне важно быть вне скопления людей. Достаточно пары близких друзей, с которыми мы можем посидеть в кафе или дома, выйти на пикник.

– Расскажите о ваших детских мечтах и воплотились ли они в реальность?

– Знаете, моя главная мечта уже сбылась. В 14 лет я хотела стать актрисой и пойти в институт культуры. Я даже ходила в театральный кружок. Но однажды решила попробовать себя в журналистике и это оказалось куда интереснее. Даже когда кружок распался, преподаватель продолжала показывать мне эту профессию изнутри. И вот, шесть лет спустя я здесь, на телеканале.

– Насколько сложно или легко в мире информации?

– На ВГТРК «Ока» я уже второй год, во что многие не верят. Чем дальше я работаю, тем больше укрепляется уверенность, что я на своём месте. Мне было очень тяжело научиться писать тексты для сюжетов, и до сих пор не всё получается. Было много слёз. Я постоянно анализировала свои ошибки и думала, как сделать лучше. В этой профессии все завязаны друг на друга. Если ты оплошал, то на тебя впустую потратят время шеф-редакторы и режиссёры. А это морально давит. И все же у меня никогда не было мысли уйти. Я всегда верила и продолжаю верить, что всё обязательно получится.

– Поделитесь, что в вашем труде самое неочевидное для постороннего человека? Что такого, о чём люди не догадываются, думая о работе журналиста?

– Самое огорчительное знать, что основная часть отснятого материала пойдет в корзину. На экране зрители увидят лишь самую малую часть съемки. А между тем, на нее уходит не менее часа. Поэтому, когда кто-то из героев говорит: «Ой, да ладно, снимают как кино, так долго, а покажут две минуты» – меня это сильно раздражает. В такие моменты я чувствую, что моя работа обесценивается. Люди недооценивают труд, потому что не видят всей закадровой работы. Когда к нам приходят практиканты, они удивляются, что на один сюжет уходит минимум полдня. Это не из-за нашей медлительности – просто за этим стоит огромный объем задач: съёмка, написание текста, титры, утверждение, озвучка, монтаж. И только потом – эфир. Осознав это, начинаешь иначе смотреть на любую чужую работу. Даже если она кажется простой, ты задумываешься: а вдруг я ошибаюсь? Возможно, за ней стоит большой и кропотливый труд.

– Вам каждый день приходится общаться с абсолютно разными людьми. Кто-то делится радостью, к кому-то вы приезжаете по грустным поводам. Были ли в практике случаи, которые по-настоящему удивили или тронули вас?

– Если говорить о положительных моментах в моей работе, то я особенно ценю возможность снимать сюжеты о человеческих победах. Чаще всего это истории врачей – как недавняя история о медсестре, победившей во всероссийском конкурсе. Меня глубоко трогает, когда люди рассказывают о своей работе с искренним воодушевлением: виден тот самый огонёк в глазах, который невозможно подделать.

Что же касается противоположных аспектов работы… Наибольшее потрясение вызывают съёмки в аварийном жилье. Речь не просто о беспорядке – я вижу, как люди вынуждены существовать в условиях, где протекающие трубы и обшарпанные стены становятся нормой жизни. Осознание, что это следствие не образа жизни, а бедности, заставляет острее чувствовать социальную несправедливость.

А ещё сильно печалят съёмки в приютах для животных. Видеть этих умных животных, ждущих хозяина за решёткой клетки… Это оставляет в душе тяжелый осадок. Каждая такая съёмка – напоминание о том, как много в мире незащищённых существ, нуждающихся в простом человеческом тепле.

– От какой профессиональной привычки или принципа вам было бы сложно отказаться, если бы вам доказывали, что это устарело?

– Помню, когда я пришла в тот самый журналистский кружок, нас с самого начала приучили к одному важному правилу: всегда носить с собой бумажный блокнот. Конечно, телефон – это современно и удобно. Но листок тебя никогда не подведет – он, например, не разрядится на морозе. И ещё был небольшой лайфхак для начинающего журналиста: носить с собой не ручку, а карандаш. Почему, спросите вы? А потому что даже на том же морозе, из-за перепада температуры, он не перестанет писать, как это часто случается с ручкой. А ещё, как мне кажется, по состоянию блокнота можно многое понять о человеке. Как в школе говорили: «Тетрадь – это второе лицо ученика». Так и у журналиста – его блокнот становится отражением его подхода к работе.

Маргарита, молодежь сейчас неохотно идет в журналистику. А что вы пожелаете тем, кто все же на это решился?

– Что же пожелать начинающим журналистам? В принципе, я и сама таковым являюсь. Проработав год, хочу сказать: будьте терпеливыми и усидчивыми, не бойтесь делать ошибки, не бояйтесь критики. Наоборот, учитесь анализировать свои ошибки и работать над ними. С опытом все придет.

Беседовала Юлия Комарова.

 

 


Самое читаемое