№87 (5891) от 11 ноября 2020
Книга А.Ф. Агарева о нашем земляке открывает новые страницы его биографии
Новая книга рязанского историка «Дороги и мосты маршала Прошлякова» вышла в этом году в издательстве «Контраст» и уже стала лауреатом межрегионального фестиваля «Читающий мир» в номинации «Спасибо за Победу».
Маршала инженерных войск Алексея Ивановича Прошлякова знают и помнят в Рязани. Его имя носит одна из школ города, где есть посвященная ему экспозиция. Помнят его и на малой родине – в селе Голенищево Чучковского района. С Рязанью связаны юношеские годы Прошлякова, когда он учился в Александровской учительской семинарии. В 1920 году его призвали в Красную армию, и с этого момента вся жизнь Алексея Ивановича была отдана ей.
Книга раскрывает нам малоизвестные подробности биографии маршала. Прошляков оставил воспоминания, которые тоже доступны сегодня немногим, да к тому же не отличаются подробностями. Их не предполагает лапидарный стиль профессионального военачальника. Книга А.Ф. Агарева отличается как раз вниманием к подробностям биографии нашего земляка.
В сентябре 1939 года А.И. Прошляков участвует в освободительном походе Красной армии по территории Западной Украины и Западной Белоруссии, в результате которого армия вышла на рубеж реки Буг. А потом нужно было строить новую линию укрепления границы, готовить ее к защите в случае нападения с Запада. В середине 1940 года начальник инженерных войск 4-й армии А.И. Прошляков приступил к работам по строительству Брестского укрепрайона № 62. Строительство и оборудование первой полосы узлов обороны намечалось завершить к концу 1941 года, а вторые полосы обороны предполагалось возводить вплоть до 1945 года. К 22 июня 1941 года на всем участке укрепрайона было возведено около 30 процентов укреплений. Через пару дней ожидалось пополнение войск. Что произошло утром 22 июня 1941 года, мы все хорошо знаем.
А дальше – трудные месяцы отступления с попытками удержать каждый рубеж, уцепиться за каждую естественную преграду и стоять насмерть. Военный инженер Прошляков в августе 1941 года был назначен на Брянский фронт, а в октябре выехал в Тулу для организации обороны города. Тулу отстояли героическими усилиями войск и жителей города. Немецкие танки не смогли преодолеть заграждения и минные поля, противостоять подразделениям саперов-истребителей танков.
После победы под Москвой полковник Прошляков будет назначен на Сталинградский (затем Донской) фронт и пройдет через все тяготы великого сражения на Волге. Потом в его военной биографии была Курская битва и наступление в Белоруссии, в котором инженерные войска сыграли особую роль. Об освобождении Белоруссии А.И. Прошляков писал: «Здесь, у Бобруйска, я вновь увидел те мосты, шоссейный и железнодорожный, которые в 1941 году при отходе нашей 4-й армии были подорваны, а теперь то же сделали немцы». Он вместе с войсками наступал по тем же местам, по которым в 1941 году им приходилось отступать с боями.
Висло-Одерская и Берлинская операция стали вершинами на боевом пути генерал-полковника инженерных войск Прошлякова.
А после Победы военный инженер Прошляков руководил разминированием Берлина и подрывом гитлеровских военных объектов. Ему довелось строить на территории занятой войсками союзников немецкой столицы первые памятники погибшим советским воинам, даже возводить знаменитый монумент Советскому солдату в Трептов-парке. Но вместе с тем инженерные войска помогали в 1948 году бороться с ледовыми заторами на реках Эльба и Одер и спасали местное население от наводнения.
Были в послевоенной биографии А.И. Прошлякова возведение новых военных полигонов, инженерная подготовка к большим военным учениям, укрепление восточных границ страны и даже строительство космодрома. Много чего было. Подробности – в книге.
Подробности биографии большого человека всегда становятся подробностями истории страны. Этим и интересны.
Ирина Сизова