№08 (6312) от 05 февраля 2025
В Рязани открылась выставка международной организации художников
В выставочном зале художественного музея им. И.П. Пожалостина представлена экспозиция «Солнечный квадрат. 30 лет спустя» – это более ста картин и инсталляций, созданных пятьюдесятью авторами разных поколений. Эти работы экспонировались в Минске, Люксембурге, Токио, Нью-Йорке, Лионе, Париже, Каире, Дели, Барселоне, Женеве и других городах мира. Теперь их можно увидеть и в Рязани.
Предыстория
В 1989 году будущий основатель объединения, белорусский художник Сергей Радюк, вместе с единомышленниками создал товарищество художников «Северный венец» в Вологде. Вскоре они открыли свою первую коммерческую галерею и организовали череду выставок. В 1996 году белорусские и российские авторы дали начало новому объединению «Солнечный квадрат», куда принимали всех, кто участвовал в пленэрах.
За 30 лет более 300 художников из СНГ, Бельгии, Вьетнама, Люксембурга, Израиля, Индии, Франции, Голландии и Германии приняли участие в «Северянинском пленэре». Главным международным проектом объединения стали Дни российской культуры в Люксембурге (1998–2001).
Экспозиция включает в себя произведения членов объединения, а также их друзей и детей. Помимо российских мастеров, в Рязани экспонируются зарубежные художники: Шамит Дэй, Ханс Глезер, Серж ди Паули. Все картины сопровождаются биографической справкой об авторе.
Помимо полотен, имеются инсталляции и скульптуры. Произведения выполнены из самых различных материалов и в разной технике: калька, акрил, фломастеры, масло, соль, металл, смальта, дерево, керамическая плитка, картон и темпера.
Алый мундир встречает
Только возьмешь в руки билет, как ждет тебя мундир – будто не на выставку пришел. Но пугаться не стоит, мундир выполнен из монтажной пены. Служит народу для культурных целей – встретить да проводить. Вхожу в первую залу, а там – вновь багряные переливы. Это картины «Рождение красного» – в космосе разгорается новая планета, «Красная композиция» – господин арт-хаус, «Красная ртуть» – купание красного коня в реалиях отдаленных, «Тайная вечеря» – новое прочтение последней трапезы Христа. Остановимся на этом полотне. Здесь Иисус Христос и его 12 апостолов предстают перед нами в нетрадиционном обличье. Вместо них – юные мужчины и женщины за столом, схожим с главным символом вечной жизни – алым яйцом, на котором валетом расположились две рыбы как аллегорические воплощения главной идеи христианства. Христианские мотивы вообще имеют здесь особое значение, проходят такой символической «красной нитью».
Вот картина «Предчувствие. Начало пути» – мать скорбно гладит сына по голове, а за ними – икона Богородицы. Продолжение истории кроется в следующем полотне под названием «Путь» – под тяжестью креста сгибается фигура Иисуса в терновом венке. На картине «Светлый день (в ожидании чуда)» тепло горит лампадка, словно тянет вербой, деревянной хатой и надеждой. Завершается всё белоснежно-лазурным полотном «Распятие» – настолько невесомым и образным, что не сразу разглядишь за ослепительным светом всю боль и муку.
Кажется, авторы не просто повторили знакомые сюжеты, а провели в них главную параллель – наша жизнь полна ожидания, борьбы и освобождения. Сначала мы ждем будущих трудностей, потом несем ношу самих трудностей, а затем жаждем искупления, лелея светлую надежду, веру и любовь. Главное в этой будничности – не утратить частичку себя. Вот передо мной деревянный ангел с одним крылом, второе, кажется, безвозвратно утеряно им на Земле. Или где ангелы обычно проводят время? А рядышком с ним выстроились в ряд пластиковые головы, их шествие стремится куда-то в сторону мундира, прямиком на выход.
Инсталляции
Выставка полна и других мотивов. Есть здесь монументальные портреты и мягкие пейзажи, убаюкивающие, завораживающие. Нежный «Сон в летний дождь», так похожий на бензиновые разводы на луже. Одинокий «Апрель», где лес столовых вилок вонзается в поле – а ведь и правда, голые кроны берез похожи на тонкие вилки, я раньше и не замечала…
Серия работ под названием «Лучше измени меня» включает в себя старые деревянные и металлические элементы, украшенные смальтой и оргалитом. Художница Ирина Ратушняк преображает их аккуратно, она оставляет свидетельства пережитого – коррозию и вмятины, лишь бережно внедряя новые украшения.
Есть здесь даже соляные светильники. Семья художников Костриковых вырезала из соляных кубов подобие фресок и поместила внутрь электрическую проводку. Теперь каменные сюжеты, так похожие на маленькие солнечные квадраты, и вправду светятся. Всё вместе здесь выглядит сложно и современно, хотя нет – своевременно.
Выставка открыта до 23 февраля (12+).
Арина Тимохина
Фото Арины Тимохиной













Купить электронную копию газеты