
В регионе реализуют крупный инвестиционный проект по промышленному туризму
Не так много найдется промышленных предприятий по всей России, которые могут по-хвастаться многовековой историей. В Рязанской области к таким относится Истьинский машиностроительный завод, который в этом году отпразднует 307-ю годовщину со дня создания. Несмотря на свой почтенный возраст, старожиловское промышленное предприятие идет в ногу со временем и готовится не только к полному техническому перевооружению. Уникальные дореволюционные металлургические постройки, давшие начало заводу и сохранившиеся на территории села Истье, в ближайшем будущем должны стать перспективным объектом промышленного туризма в регионе.
История одной домны
Почти за полвека до Петра Первого старожиловская земля уже была центром российской металлургии. В треугольнике между поселениями Истье, Залипяжье и Ямы издревле добывали железную руду. В 2014 году группа археологов под руководством Дмитрия Иванова предположила, что истьинские металлурги, видимо, снабжали железом большую округу – возможно, даже Старую Рязань в эпоху ее расцвета. Экспедицией были найдены уникальные предметы, которые датировались XII–XIII вв., когда до создания массивной постройки, которая стоит на въезде в Истье, было еще почти пятьсот лет. Постройка эта похожа не то на храм, не то на крепостную стену. На деле же это самая что ни на есть домна – памятник архитектуры XVIII века.
Домну, а также водяную мельницу, молотовые и боевые кузницы отстроили на этом месте по велению государя триста лет назад тогдашние московские бизнесмены Яков Рюмин и Сидор Томилин. Строительство завода потребовало высочайшего разрешения: пришлось писать челобитную в Петербург. По легенде, посещая завод, Петр Алексеевич заработал 18 алтын, несколько часов работая здесь молотобойцем. Обработка железной руды в то время требовала создания печей с высокой температурой. Домна, позволяющая расплавить железную руду, для того времени была вершиной прогресса. Она смогла пережить столетия и в настоящее время доступна для осмотра и посещения. Здесь до сих пор сохранился горн из особого огнеупорного кирпича – шамота, именно здесь плавили старожиловский металл.
Спустя столетие истьинское металлургическое предприятие выдавало до 376 тысяч пудов металла в год. В 1874 году предприятия оказались в ведении акционерного общества Русского рельсового производства и истьинский завод был перепрофилирован на выпуск железнодорожного оборудования – вагонных колес, рельс и стрелок. Однако в начале прошлого века местное производство пришло в упадок. Старая домна и пустые остовы бывших заводских построек до сих пор напоминают об этом на окраине села.
Новую жизнь завод обрел после Октябрьской революции 1917 года, когда он, избежав национализации, вначале был передан Эстонскому акционерному обществу. В это время здесь изготавливались нефтяные двигатели, ручные дрезины, вагонные подшипники, насосы, молотилки и многое другое. В 1929 году завод был национализирован и получил наименование Государственный Истьинский механический завод «Двигатель».
В 2013 году ИстМЗ было выпущено свыше 4000 единиц путевой техники. А сегодня Истьинский машиностроительный завод выпускает большой спектр путевой техники для ремонта и текущего содержания железнодорожного пути общего и промышленного назначения, запчастей и навесного оборудования, осуществляет капитальный ремонт путевых машин. География поставок Истьинского машиностроительного завода охватывает не только Российскую Федерацию, но также и железные дороги Украины, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, стран Балтии и Центральной Азии.
Путевые машины производства завода ИстМЗ хорошо известны на предприятиях горнодобывающей, металлургической и других отраслей промышленности, имеющих в своем составе подъездные и технологические пути. Однако на заводе никто и предположить не мог, что в нынешнее время огромный интерес будет представлять не только техника, которую здесь выпускают, но и сама многовековая история завода.
Свыше 4000 единиц железнодорожной техники выпустил Истьинский машиностроительный завод только за один 2013 год. География поставок охватывает не только Российскую Федерацию, но также и железные дороги Украины, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, стран Балтии и Центральной Азии
Поиск возможностей
Вопрос развития промышленного туризма в регионе стал предметно обсуждаться в 2017 году, когда был учрежден Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации. Его задачами стали стимулирование развития межрегиональных маршрутов промышленного туризма, укрепление связей промышленных предприятий России и туристских компаний, занимающихся познавательными туристическими турами, включающими посещение индустриальных объектов, содействие в получении допуска на промышленные объекты.
Рязанская область, в отличие от соседей, не могла похвастаться наличием достаточно интересных индустриальных центров, которые могли бы привлечь туристов. Проблема заключалась в отсутствии промышленных предприятий, которые сохранили бы в своем производстве интересные с точки зрения туризма постройки. Однако поиск возможностей для развития этого направления в министерстве промышленности и экономического развития Рязанской области не заканчивался.
Почти десять лет назад, в 2011 году, в селе Истье прошел первый Рязанский фестиваль кузнецов, который позднее стал международным. В тот год в Старожиловском районе собрались кузнецы из Пскова, Можайска, Москвы, а также археологи из Киева и Праги. И все они в один голос признались, что фестиваль удался, что им все нравится и что времени все показать катастрофически не хватает. Проект получил внушительное продолжение, и вот уже спустя восемь лет, в 2019 году, фестиваль существенно расширил географию участников. Год назад в наш город приехали мастера кузнечного дела из США, Ирландии, Аргентины, Дании, Австрии, а также из 17 регионов России.
Такое внимание было оправданным: рязанское кузнечное дело известно далеко за пределами региона и поставило перед региональными властями вопрос необходимости развития Истья как нового туристического кластера. В 2020 году нашелся ключевой инвестор для реализации проекта – рязанское предприятие ООО «Завод точного литья» выступило с предложением инвестировать свыше 130 млн рублей в развитие ООО «Истьинский машиностроительный завод» и сохранение историко-культурного наследия села Истье.
Первое совещание по организации взаимодействия между правительством Рязанской области и ООО «Завод точного литья» в решении вопросов развития машиностроительной отрасли, а также промышленного туризма на территории Рязанской области, в том числе при реализации проекта «Техническое перевооружение Истьинского машиностроительного завода», прошло в региональном министерстве промышленности в конце января. В совещании приняли участие представители министерства промышленности и экономического развития Рязанской области, министерства культуры и туризма Рязанской области, главного управления по охране объектов культурного наследия Рязанской области, администрации Истьинского сельского поселения Старожиловского муниципального района Рязанской области, ООО «Завод точного литья», краеведы и историки.
В 2014 году группа археологов под руководством Дмитрия Иванова пришла к выводу, что истьинские металлурги снабжали железом Старую Рязань. Почти за полвека до Петра I старожиловская земля была центром российской металлургии. В треугольнике между поселениями Истье, Залипяжье и Ямы издревле добывали и обрабатывали железную руду.
Уважение к корням
Инициатор инвестиционного проекта «Техническое перевооружение Истьинского машиностроительного завода» – завод точного литья, который готов создать на Истьинском заводе около 100 новых высокопроизводительных рабочих мест. Как рассказал в ходе встречи генеральный директор рязанского завода точного литья Олег Регуш, изначально была идея по реализации инвестиционного проекта на Истьинском машиностроительном заводе. Большая часть продукции, выпускаемой рязанским заводом точного литья, создается именно для железнодорожной отрасли. Таким образом, развитие Истьинского машиностроительного завода – это еще и непрямые инвестиции для рязанского предприятия в увеличение спроса на собственную продукцию в рамках области.
Завод точного литья в настоящее время выпускает продукцию для крупнейших машиностроительных предприятий страны, РЖД, а также предприятий лифтостроительной отрасли.
В 2019 году на заводе уже был инвестпроект, поддержанный федеральным фондом развития промышленности, в рамках которого на предприятии удалось открыть новый цех мощностью 8 тысяч тонн литья ежегодно и создать более 130 новых рабочих мест.
Идея же провести комплекс мер по реставрации построек XVII–XVIII веков, рас-положенных в селе Истье, и дальнейшей организации промышленного туризма возникла немного позже, после детального знакомства с местностью, где расположен завод. В итоге выбор пал на данный район и предприятие не случайно. Старожилово можно назвать металлургическим сердцем нашего региона, именно здесь появилась первая домна, были отлиты первые металлические изделия. Для рязанских металлургов очень важно проявить уважение и заботу о своих корнях, воссоздать место, откуда и пошла слава рязанского литейного дела.
По словам заместителя министра туризма региона Ольги Голевой, наиболее предпочтительными направлениями промышленного туризма сейчас являются регионы с уникальной промышленной базой. В зависимости от предпочтения людям нравится видеть и испытывать эстетическое удовольствие от исторических и современных промышленных объектов и технологических процессов, на них применяющихся. На привлекательность объекта влияет способность различных местностей создавать специальные туристические пакеты, отражающие их промышленный имидж и индивидуальность. Во время экскурсий туристы посещают предприятия, часто являющиеся символическими для какой-то местности. Их привлекают знакомство как с продуктами предприятия, так и техпроцессами по их производству. В этом плане Истьинский машиностроительный завод – находка уникальная. Крупное действующее предприятие и впечатляющие исторические постройки, которые имеют более чем 300-летнюю историю, расположены в металлургическом сердце области.
Начальник региональной государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Денис Зайцев отметил, что новый проект позволит не только восстановить и сохранить уникальные постройки на территории села Истье, но и привлечет туристов в регион, а также будет способствовать развитию бренда рязанского края, популяризации рабочих профессий, устранит экологические и технологические предрассудки.
Промышленный туризм – это не про деньги, а про социальную нагрузку, деловой климат, патриотизм, словом, про то, что вместе принесет колоссальный экономический эффект для развития региона. Будем надеяться, что проект в селе Истье станет первой ласточкой в направлении развития промтуризма в регионе и за ним последуют другие.
Точка зрения
Николай Любимов, губернатор:
– Тренд нашего времени – туризм, в том числе промышленный, который можно успешно развивать в регионе. У нас отлично работают многие предприятия, ряд из них уже предложил туроператорам специальные программы, в их числе «Русская кожа», хозяйство «Авангард». Многим людям интересно, они приходят туда, чтобы познакомиться с производственным процессом. Можно использовать потенциал музеев предприятий, где креативно представлена история, достижения, информация о лучших сотрудниках, трудовых династиях, проекты заводов по профориентации для учащейся молодежи. Мы готовы помочь в развитии этого направления. Привлечение туристов качественно отражается на имидже промышленных предприятий, позволяет заинтересовать инвесторов.
Александр Джафаров
Фото Вадима Разумова