№96 (6400) от 24 декабря 2025
63 процента девятиклассников этого года выбрали колледжи, а не вузы.
Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на Всероссийском кадровом форуме. Он также добавил, что в 2025 году в колледжи и техникумы зачислили примерно 1,3 млн студентов. «Средний балл их аттестата достиг отметки 4,0», – говорится в сообщении министерства. Ранее министр сообщал о том, что число студентов, поступивших в российские колледжи, за год выросло на 200 тысяч человек. При этом среднее специальное образование всё чаще интересует выпускников с высоким баллом аттестата.
В числе самых популярных профессий и специальностей – «Сестринское дело», «Информационные системы и программирование», «Лечебное дело», «Туризм и гостеприимство», «Сварщик», «Преподавание в начальных классах», «Повар, кондитер».
За этими данными министерства просвещения то, что и так давно понятно и ученикам, и родителям. Учиться для того, чтобы выучиться сегодня не модно. Более того, учиться надо, чтобы найти себя в реальной жизни. Мода на высшее образование просто чтобы оно было, а работать при этом продавцом в магазине или дизайнером ногтей в салоне красоты, – давно прошла. Выучиться реальной профессии, чтобы хорошо зарабатывать, – цель подавляющего числа молодых людей. И логику их легко понять. ЕГЭ, кроме того, что это стресс на несколько лет в школе, еще и во многом лотерея. Где заветный балл может по итогу и не выпасть. По разным причинам: или сам ученик с волнением не справится, или новшества и изменения вводятся незадолго до экзамена, или… да еще много чего может стать препят-ствием на пути к высоким баллам.
В колледже или техникуме – при том, что поступить туда гораздо легче, чем в вуз – и учиться меньше, и учат после первого курса сразу на практике. Да и обновленная за несколько последних лет по национальному проекту «Образование» и федеральной программе «Профессионалитет» материально-техническая база большинства колледжей, техникумов и профессиональных лицеев позволяет проводить учебные занятия в условиях, максимально приближенных к производственным. Стоит только заглянуть в такие учебные аудитории, больше напоминающие производственные лаборатории, чтобы убедиться: для обучения перспективной работе всё есть на месте. И место это – не вуз, а учреждение среднего профессионального образования.
Недавнее общение с двумя молодыми сварщиками, участниками Всероссийской олимпиады учащихся СПО только подтвердили сказанное. Третьекурсники уже сегодня зарабатывают приличные деньги не в ущерб учебе, а в дополнение к ней. И предложений от работодателей у них достаточно. Они могут выбирать, куда пойдут работать после окончания учебы. Только оба думают об открытии своего дела. На начальном этапе как самозанятые, а потом… «Видно будет», – осторожно заметили ребята и свернули разговор. Лишний раз подтвердив: современные учащиеся, будь то старшеклассники или студенты колледжей/вузов, в первую очередь практикоориентированные. Это не хорошо и не плохо. Это – данность, которая есть сегодня в нашем обществе. Адекватные работодатели ее учитывают по максимуму, когда выстраивают работу с кадрами.
Что в такой ситуации делать вузам? Вопрос хороший, а ответы будут вариативными, в зависимости от того, какой вуз станет на него отвечать. Там, где на поток поставлено коммерческое образование: деньги платишь – диплом обеспечен, очевидно грядут большие перемены. В тех же вузах, которые больше ориентируются на запросы региональных работодателей, к нынешней ситуации готовы: они в конкуренции за абитуриента лучше подготовлены, так как могут предложить востребованные на рынке труда направления обучения.
Очень хочется думать, что сложившееся положение дел приведет к тому, что с коммерческим обучением – ради заработка вуза и растянутой на несколько лет покупки студентом (а чаще всего его родителями) диплома о высшем образовании – будет покончено. Если не на 100%, то на 50 точно. Впрочем, поживем – увидим. Или, как говорят по ТВ, время покажет…













Купить электронную копию газеты