Молот и душа


69

В кузнице Михаила Раткина воссоздают технологии средневековых мастеров

Совсем скоро Рязань в очередной раз будет принимать у себя международный фестиваль кузнецов «Секреты средневековых мастеров». Организатор первого фестиваля Михаил Раткин пытается разгадывать эти секреты на протяжении нескольких десятилетий. В своей кузнице на улице Голенчинской вместе с ведущим научным сотрудником Институа археологии РАН Владимиром Завьяловым он проводит эксперимент по воссозданию старинных технологий металлургического производства.

И мне захотелось посмотреть, как наши предки добывали железо. В кузницу я приехал в тот момент, когда Михаил Раткин и Владимир Завьялов раздували сыродутный горн.
– Точно такой же был обнаружен в ходе раскопок на Куликовом поле, – вводит меня в курс дела профессиональный археолог. – Мы построили его копию, один в один, да еще выбрали похожее месторождение, в низине.
– Владимир Игоревич, все хорошо разбираются в спорте и медицине, а в металлургии как-то не очень. Объясните, пожалуйста, популярно, в чем смысл ваших опытов?
– Они помогут в изучении истории кузнечного ремесла. Средневековые города оставили нам в наследство бруски сыродутного железа (другое его название – крица) товарной формы, с определенным весом и объемом. Такое железо выставлялось на продажу. Причем его не подвергали ковке, а изначально получали в товарном виде. Представьте себе, что эта технология до сих пор не раскрыта! Десять веков прошло, а мы не знаем, как же удавалось в примитивных печах создавать товарную крицу монолитной формы. Это первая задача, которую мы пытаемся решить. Вторая заключается в повторении технологии. Теоретически мы представляем, как шел процесс, но воспроизвести его на практике оказалось непросто. Мы стараемся найти приемы, которые ведут к устойчивому результату, хотя и не факт, что они использовались средневековыми кузнецами. Вероятно, они ведали секреты, до которых так просто не добраться. Только через эксперимент мы можем понять психологию мастера и то, как он выполнял свое дело.
Владимир Игоревич то и дело отвлекается от беседы – наводит на горн видеокамеру, берется за пирометр – аппарат для измерения температуры. Параметры записываются в тетрадь для подготовки научного доклада.
Рязанские экспериментаторы подошли к делу основательно. Железную руду брали возле села Истье. Еще до нашествия монголо-татар в этих местах существовал металлургический комплекс, снабжавший железом один из ведущих центров ремесла на Руси – Старую Рязань.
Михаил и Владимир сначала обжигают руду, потом дробят молотками и закладывают в раскаленный горн вместе с древесным углем.
– Реконструкция ремесленных процессов старины – очень востребованная тема в научном мире. Месяц назад в Венгрии, на международной конференции, звучал наш доклад по кричному железу, – продолжает Завьялов. – На фестивалях ремесленников хорошим тоном считается продемонстрировать древнюю технологию. Кстати, из сыродутного железа наши предки в средние века ковали такие вещи, что они служат до сих пор, – только наточи, и можно пользоваться.
Вот и мастер художественной ковки Михаил Раткин умудряется из крицы создавать утилитарные изделия, проходя полный путь – от руды до топора, ножа, наконечника стрелы или кресала, служившего для разведения огня. Горн, наковальня, навес – всему этому он дал условное название «Кузница выходного дня». Друзья и знакомые приходят к нему в свободное время поработать молотом, а уходят с сувенирными изделиями, довольные и счастливые, пропахшие дымом от древесных угольков. Маловат масштаб, но может быть значительно больше. У Михаила давно готов проект создания средневековой кузницы с водяным молотом – копией той, что была распространена на Руси в XVII веке. Кузнечный молот приводился в движение водяным колесом. Ни одного памятника кузнечного молота в Росси не сохранилось, пришлось Михаилу поездить по заграницам, по музеям. У него уже есть договоренность о предоставлении участка земли в районе голенчинских прудов для строительства кузницы. Несколько лет ведутся поиски инвесторов. Рязанский центр кузнечного промысла мог бы стать таким же притягательным объектом, как доменная печь петровского времени в селе Истье.
Пока общедоступного центра нет, побыть немного кузнецом можно на фестивале, который пройдет в дни Форума древних городов на Театральной площади. А еще такую возможность Михаил Раткин предоставит всем желающим в День города, 3 августа, на территории Торгового городка, где проведет мастер-класс по средневековой ковке. В каждый кусочек раскаленного железа он вкладывает душу.

Димитрий Соколов
Фото автора